Опорный материал для сессии ПМЭФ-2022 «Международное сотрудничество как залог устойчивого развития Арктики».
Материал подготовлен в рамках проекта ThinkArctic, реализуемого совместно Фондом Росконгресс, Центром комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ и Аналитическим центром при Правительстве РФ. Проект ThinkArctic реализуется в рамках Программы председательства России в Арктическом совете в 20212023 годах.
Международное сотрудничество в Арктике: институты и приоритеты устойчивого развития
В конце XX начале XXI в. Арктика стала стратегически привлекательным регионом для множества стран из-за своего экономического потенциала: в нем заключены значительные запасы нефти и газа, рыбных ресурсов, а также страны заинтересованы в возможностях региона как транспортного коридора для международных перевозок. Изменение климата, а именно его последствия в виде потепления и таяния арктических льдов, с одной стороны, создали благоприятные условия для эксплуатации Арктики и ее транспортных путей, но, с другой стороны, стали причиной роста климатических рисков, борьба с которыми требует большего сплочения государств.
Многостороннее сотрудничество в арктическом регионе стало важной составляющей повестки международных отношений еще в XX в. Правовой режим Арктики закреплен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., которая устанавливает права арктических и неарктических государств в регионе. В 2008 г. арктические государства подтвердили приверженность установленным документом правилам (США, хоть и не ратифицировали Конвенцию ООН, не раз подчеркивали, что в своих действиях следуют установленным ею правилам), которые не требуют заключения нового рамочного международного соглашения, и подписали Илулиссатскую декларацию, которая закрепляет их намерение равноправно сотрудничать для решения различных проблем региона, в том числе для уменьшения экологических рисков и координации спасательных операций. Другой важной составляющей правового режима Арктики являются двусторонние соглашения, регулирующие вопросы разграничения исключительных экономических зон (ИЭЗ) прибрежных стран. Помимо этого, международное сотрудничество в регионе укрепляется в рамках многосторонних институтов. На настоящий момент арктические государства взаимодействуют по вопросам региона в рамках множества многосторонних платформ, таких как Арктический совет, Совет Баренцева/Евроарктического региона, Северное измерение, Северный форум, Международный арктический научный комитет, Университет Арктики, форум «Арктика территория диалога» и др.). Платформы отличаются друг от друга по составу и полномочиям. Ключевыми форматами международного сотрудничества являются Арктический совет и Совет Баренцева/Евроарктического региона.
Политика России в области устойчивого развития в Арктике
Арктический регион имеет важное значение для российской экономики, поскольку в нем сосредоточены значительные запасы природных ресурсов. Кроме того, важность региона определяется расположением в нем объектов стратегических сил сдерживания, а также проживанием на его территории малочисленных народов. Основные угрозы, препятствующие развитию Арктики, включают в себя изменение климата, снижение прироста населения, миграционный отток, низкий уровень качества жизни и развития транспортной инфраструктуры. Также отмечается сравнительно низкая конкурентоспособность субъектов предпринимательской деятельности России, несоответствие системы образования запросам экономики и социальной сферы, отставание сроков развития инфраструктуры Северного морского пути, отсутствие системы экстренной эвакуации и оказания медицинской помощи членам экипажей морских судов, низкий уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, высокая доля локальной генерации электроэнергии на основе использования экономически неэффективного и экологически небезопасного дизельного топлива, рост конфликтного потенциала в Арктике.
С учетом всех вызовов, связанных с развитием Арктической зоны и обеспечением национальной безопасности, в 2019 г. была реорганизована система государственного управления: утвержден новый состав Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и расширены ее полномочия, образовано министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, принято решение о расширение компетенций институтов развития Дальнего Востока на Арктическую зону.
План развития Арктической зоны Российской Федерации можно разделить на несколько направлений: развитие социальной сферы, экономики, инфраструктуры, науки и технологий, международного сотрудничества, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, обеспечение защиты населения и территорий Арктической зоны от чрезвычайных ситуаций, обеспечение общественной безопасности и обеспечение военной безопасности.
Международные инициативы и проекты в области устойчивого развития в Арктике
За последние десятилетия международное сотрудничество в Арктическом регионе в сфере устойчивого развития становится все более интенсифицированным, появляются масштабные двусторонние и многосторонние инициативы и проекты, активной участницей которых выступает Российская Федерация. В качестве приоритетных направлений совместной деятельности в Арктике, которые в том числе отмечаются в национальных арктических стратегиях государств, можно выделить: защиту окружающей среды и борьбу с изменением климата, развитие транспорта и логистики, энергетику, науку и образование, поддержку населения и особенно коренных малочисленных народов Арктики, устойчивый туризм.