Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Точка отсчета авиации – будущее в переосмыслении

Исследования
29 апреля 2020

В исследовании компании Arthur D. Little представлено экспертное мнение о ключевых современных вызовах для авиации и перспективных направлениях реагирования на данные вызовы.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив их подходящими по теме видеотрансляциями панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых международных мероприятий, проведенных Фондом.

1) Кризис в авиации, связанный с пандемией COVID-19, является крупнейшим в истории, последствия и глубину которого сложно переоценить

Скорость разрастания и глубина кризиса в авиационной промышленности от COVID-19 беспрецедентны. Кризис ударил по отрасли в самое худшее время года — во время пика сезона бронирований, что вызвало серьезный краткосрочный финансовый кризис и множество потерь в цепочке поставок. Более того, продолжительность кризиса может быть больше, чем первоначально предполагалось: пандемия распространяется по регионам, и многие предсказывают повторение волн пандемии до тех пор, пока решение на основе вакцин не будет полностью реализовано. Спрос вряд ли восстановится до нынешних уровней хотя бы в течение нескольких лет, если вообще восстановится.

Видео: roscongress.org/sessions/ekonomika-rasstoyaniy/search/#00:59:52.703

2) Кризис COVID-19 в авиации не является самостоятельным, он наложился на существовавшие в отрасли проблемы

Несмотря на то, что авиация в целом процветала до кризиса, во многих отношениях она уже ходила по краю с точки зрения основных угроз:

  • несбалансированное распределение прибыли по всей цепочке создания стоимости, особенно за счет авиакомпаний;

  • быстро растущие проблемы дальнейшей глобализации экономики и беспрепятственного роста поездок из-за экологических проблем;

  • фундаментальные ограничения на оперативную и деловую гибкость внутри и между участниками экосистемы (авиалинии, аэропорты, УВД, обслуживание и т. д.) из-за множества сложных правил, которых со временем становится только больше.

Видео: roscongress.org/sessions/iif-2019-transport-rossii-obespechenie-razvitiya-magistralnoy-infrastruktury-kak-osnovy-rosta-ekonomiki/search/#00:31:49.248

3) При составлении планов выхода из кризиса авиационной отрасли необходимо учитывать ключевые тренды современности

На пути к восстановлению компании должны фокусироваться на своих долгосрочных позициях с точки зрения возобновления роста. Эксперты Arthur D. Little видят четыре ключевые тенденции, влияющие как на восстановление, так и на возобновление роста, которые были усилены кризисом: изменения в спросе и потребительском поведении; изменения конкурентоспособности различных бизнес-моделей; изменения регуляторной политики; ускорение технологического развития отрасли.

Видео: roscongress.org/sessions/iaf-2019-kompleksnye-nauchno-tekhnicheskie-programmy-i-proekty-dlya-osvoeniya-arktiki-dialog-potentsialnykh-p/search/#00:15:09.567

4) Сценарии дальнейшего развития авиационной индустрии определяют пути выхода ее из кризиса

Эксперты Arthur D. Little определили ожидаемый базовый сценарий и четыре альтернативных сценария развития авиации (сценарий А «Авиация как олигополии»; сценарий B «Авиация как инфраструктура»; сценарий C «Авиация как услуга»; сценарий D «Авиация как универмаги»), которые зависят от объема регулирования и степени перекомпоновки авиационной цепочки создания стоимости. По их мнению, наиболее вероятны в текущих условиях деглобализации сценарии B и D:

  • Сценарий B «Авиация как инфраструктура»: структура отрасли похожа на сегодняшнюю, но с сильным регулированием, ограничивающим рост и маржу; поставщики инфраструктурных услуг строго регулируются и не могут диверсифицироваться в новые источники прибыли; поставщики самолетов сосредотачиваются на зеленых и автономных продуктах.

  • Сценарий D «Авиация как универмаги»: авиакомпании сохраняют за собой клиентов, но становятся транспортными средствами для сторонних брендов; провайдеры инфраструктурных услуг регулируются, чтобы сосредоточиться на публичных услугах; поставщики услуг воздушного транспорта поставляют самолеты от общих поставщиков, которые получают еще большую прибыль.

Arthur2.png

Видео: roscongress.org/sessions/spief-2019-globalnyy-klimaticheskiy-vyzov-ogranichenie-ili-drayver-razvitiya/search/#01:05:40.351

5) Все игроки на рынках авиационной индустрии должны глобально переосмыслить как отрасль в целом, так и свое место в ней в будущем

Несмотря на ущерб, нанесенный кризисом, положительным моментом является то, что он также ускорил необходимость более радикального переосмысления — то, что уже было необходимо до кризиса. Компании, стремящиеся к восстановлению и возобновлению роста, должны:

  • разработать стратегию опережающего роста, которая адекватно учитывает будущие изменения в отрасли, особенно с точки зрения спроса, поведения потребителей, изменений ролей экосистемы отрасли, новых бизнес-моделей, новых нормативных требований и ускоренных технологический изменений;

  • в краткосрочной перспективе разработать сценарии и ответы на то, как будет развиваться фаза восстановления, учитывая различные допущения для профиля, географические различия, нормативные изменения и т. д.;

  • в среднесрочной перспективе подумать, как позиционировать, чтобы использовать возможности в заново изобретенной отрасли.

Видео: roscongress.org/sessions/spief-2019-tsifrovaya-transformatsiya-ekonomiki-mezhdunarodnyy-i-rossiyskiy-opyt-tsifrovizatsii-transportnogo-s/search/#01:29:51.360


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Аналитические дайджесты
30 декабря 2021
Спортивные итоги года: исторические победы, рекордные призовые, успешные выборы и новые проекты

Фонд Росконгресс представляет итоговый дайджест новостей «Мировой спорт в условиях пандемии COVID-19» за 2021 год.

Исследования
2 июля 2020
Трансформационные инвестиции: преобразование глобальных системных рисков в устойчивую доходность

В исследовании Всемирного экономического форума описан ряд глобальных системных рисков, которые оказывают влияние на окружающую среду, экономику и общество в целом, отражена взаимосвязь рисков между собой, даны практические рекомендации для инвесторов по преобразованию системных рисков в модели устойчивого развития.

Статьи
4 сентября 2020
Открытие после «Великой самоизоляции»: неровное восстановление в условиях неопределенности
Эксперты Международного валютного фонда представили статью, в которой рассматривается процесс восстановления в некоторых странах после режима «Великой самоизоляции», а также даются прогнозы развития экономики на 2020–2021 гг.
Исследования
9 октября 2020
TREND VISION 2020. Как сделать будущее управляемым
В отчете компании Ipsos рассказывается о трендах и сигналах изменений, вызванных пандемией коронавируса, и о том, как их анализировать, чтобы будущее, в котором этот кризис вряд ли будет последним, казалось не пугающим «черным ящиком», а площадкой для интересных успешных экспериментов, ориентированных на долгосрочную устойчивость брендов и компаний.