Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Точка отсчета авиации – будущее в переосмыслении

Исследования
29 апреля 2020

В исследовании компании Arthur D. Little представлено экспертное мнение о ключевых современных вызовах для авиации и перспективных направлениях реагирования на данные вызовы.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив их подходящими по теме видеотрансляциями панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых международных мероприятий, проведенных Фондом.

1) Кризис в авиации, связанный с пандемией COVID-19, является крупнейшим в истории, последствия и глубину которого сложно переоценить

Скорость разрастания и глубина кризиса в авиационной промышленности от COVID-19 беспрецедентны. Кризис ударил по отрасли в самое худшее время года — во время пика сезона бронирований, что вызвало серьезный краткосрочный финансовый кризис и множество потерь в цепочке поставок. Более того, продолжительность кризиса может быть больше, чем первоначально предполагалось: пандемия распространяется по регионам, и многие предсказывают повторение волн пандемии до тех пор, пока решение на основе вакцин не будет полностью реализовано. Спрос вряд ли восстановится до нынешних уровней хотя бы в течение нескольких лет, если вообще восстановится.

Видео: roscongress.org/sessions/ekonomika-rasstoyaniy/search/#00:59:52.703

2) Кризис COVID-19 в авиации не является самостоятельным, он наложился на существовавшие в отрасли проблемы

Несмотря на то, что авиация в целом процветала до кризиса, во многих отношениях она уже ходила по краю с точки зрения основных угроз:

  • несбалансированное распределение прибыли по всей цепочке создания стоимости, особенно за счет авиакомпаний;

  • быстро растущие проблемы дальнейшей глобализации экономики и беспрепятственного роста поездок из-за экологических проблем;

  • фундаментальные ограничения на оперативную и деловую гибкость внутри и между участниками экосистемы (авиалинии, аэропорты, УВД, обслуживание и т. д.) из-за множества сложных правил, которых со временем становится только больше.

Видео: roscongress.org/sessions/iif-2019-transport-rossii-obespechenie-razvitiya-magistralnoy-infrastruktury-kak-osnovy-rosta-ekonomiki/search/#00:31:49.248

3) При составлении планов выхода из кризиса авиационной отрасли необходимо учитывать ключевые тренды современности

На пути к восстановлению компании должны фокусироваться на своих долгосрочных позициях с точки зрения возобновления роста. Эксперты Arthur D. Little видят четыре ключевые тенденции, влияющие как на восстановление, так и на возобновление роста, которые были усилены кризисом: изменения в спросе и потребительском поведении; изменения конкурентоспособности различных бизнес-моделей; изменения регуляторной политики; ускорение технологического развития отрасли.

Видео: roscongress.org/sessions/iaf-2019-kompleksnye-nauchno-tekhnicheskie-programmy-i-proekty-dlya-osvoeniya-arktiki-dialog-potentsialnykh-p/search/#00:15:09.567

4) Сценарии дальнейшего развития авиационной индустрии определяют пути выхода ее из кризиса

Эксперты Arthur D. Little определили ожидаемый базовый сценарий и четыре альтернативных сценария развития авиации (сценарий А «Авиация как олигополии»; сценарий B «Авиация как инфраструктура»; сценарий C «Авиация как услуга»; сценарий D «Авиация как универмаги»), которые зависят от объема регулирования и степени перекомпоновки авиационной цепочки создания стоимости. По их мнению, наиболее вероятны в текущих условиях деглобализации сценарии B и D:

  • Сценарий B «Авиация как инфраструктура»: структура отрасли похожа на сегодняшнюю, но с сильным регулированием, ограничивающим рост и маржу; поставщики инфраструктурных услуг строго регулируются и не могут диверсифицироваться в новые источники прибыли; поставщики самолетов сосредотачиваются на зеленых и автономных продуктах.

  • Сценарий D «Авиация как универмаги»: авиакомпании сохраняют за собой клиентов, но становятся транспортными средствами для сторонних брендов; провайдеры инфраструктурных услуг регулируются, чтобы сосредоточиться на публичных услугах; поставщики услуг воздушного транспорта поставляют самолеты от общих поставщиков, которые получают еще большую прибыль.

Arthur2.png

Видео: roscongress.org/sessions/spief-2019-globalnyy-klimaticheskiy-vyzov-ogranichenie-ili-drayver-razvitiya/search/#01:05:40.351

5) Все игроки на рынках авиационной индустрии должны глобально переосмыслить как отрасль в целом, так и свое место в ней в будущем

Несмотря на ущерб, нанесенный кризисом, положительным моментом является то, что он также ускорил необходимость более радикального переосмысления — то, что уже было необходимо до кризиса. Компании, стремящиеся к восстановлению и возобновлению роста, должны:

  • разработать стратегию опережающего роста, которая адекватно учитывает будущие изменения в отрасли, особенно с точки зрения спроса, поведения потребителей, изменений ролей экосистемы отрасли, новых бизнес-моделей, новых нормативных требований и ускоренных технологический изменений;

  • в краткосрочной перспективе разработать сценарии и ответы на то, как будет развиваться фаза восстановления, учитывая различные допущения для профиля, географические различия, нормативные изменения и т. д.;

  • в среднесрочной перспективе подумать, как позиционировать, чтобы использовать возможности в заново изобретенной отрасли.

Видео: roscongress.org/sessions/spief-2019-tsifrovaya-transformatsiya-ekonomiki-mezhdunarodnyy-i-rossiyskiy-opyt-tsifrovizatsii-transportnogo-s/search/#01:29:51.360


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
10 апреля 2020
Обзор исследования McKinsey по COVID-19: последствия для бизнеса

На портале Фонда Росконгресс «Антикризисный план. Мировые практики» и в Информационно-аналитической системе ROSCONGRESS.ORG опубликован обзор исследования McKinsey по COVID-19: последствия для бизнеса.


Исследования
29 июля 2020
Агенты трансформации: отчет за 2020 год

Исследование AppDynamics посвящено влиянию пандемии COVID-19 и ее последствий на информационные технологии, деятельность компаний и их цифровую трансформацию в условиях текущего экономического кризиса.


Аналитические дайджесты
26 августа 2021
Мультиспортивный ВЭФ-2021, уникальный герой Паралимпиады в Токио и «исключительная» Уфа-2021

Фонд Росконгресс представляет дайджест новостей «Мировой спорт в условиях пандемии COVID-19» за период с 22 по 26 августа.

Исследования
8 мая 2020
Барометр доверия — 2020. Специальный выпуск: доверие к брендам в условиях пандемии коронавируса
Специальный выпуск ежегодного исследования консалтинговой компании Edelman «Барометр доверия — 2020» посвящён влиянию пандемии COVID-19 на степень доверия потребителей к брендам.