В мировой энергетической системе происходит радикальный сдвиг
Эксперты сегодня практически единодушны в том, что доля возобновляемых источников энергии в структуре энергопотребления в ближайшие годы будет расти.
Пять лет назад затраты на энергию ветра в США составляли 11 центов за кВт/ч, а на солнечную энергию 17 центов за кВт/ч при полной нагрузке, включая капитальные расходы на строительство. По оценкам Международного агентства по возобновляемым источникам энергии, глобальные средние затраты на ветровую и солнечную энергию в настоящее время снизились до 5 центов за кВт/ч и 6 центов за кВт/ч соответственно.
Новый рекорд по снижению стоимости установлен в 2016 году, когда в Объединённых Арабских Эмиратах (ОАЭ) была предложена цена 2,4 цента за кВт/ч, и побит уже в октябре 2017 года консорциумом Masdar и EDF, предложившим цену в 1,8 цента за кВт/ч на тендере по строительству солнечной электростанции мощностью 300 МВт в городе Сакака в Саудовской Аравии. Аналогичная ситуация наблюдается и с энергией ветра, в результате чего ветровая и солнечная энергетика становятся всё более конкурентоспособными во всём мире.
Энергетические переходы прошлых столетий
По мнению авторов данной публикации, в историческом разрезе прослеживается определённая закономерность развития технологий. Вначале, пока новая технология генерации развивается, она проникает на рынок очень медленно, но затем, по достижении некой точки («точки перегиба»), развитие ускоряется и, наконец, когда технология входит в период зрелости, постепенно замедляется.
Многие современные исследователи считают, что возобновляемые источники энергии уже близки к «точке перегиба», после которой скорость проникновения таких технологий будет расти намного быстрее, чем сейчас.
Стратегия адаптации к энергетическому переходу для нефтяных компаний
Нефтяные компании сталкиваются с серьёзными трудностями в основном из-за разрушения их бизнес-моделей, а также из-за проблем, связанных с поиском способов интеграции низкоуглеродных активов в их портфели. Поэтому, как утверждают авторы данного исследования, нефтяным компаниям необходимо принять такую новую стратегию, которая могла бы помочь им добиться успеха при самых разнообразных рыночных условиях в будущем.
Конечно, выход за пределы основного бизнеса несёт определённые риски для нефтяных компаний, но, с другой стороны, выжидательная тактика может оказаться затратной. Вместо этого нефтяные компании должны постепенно расширять свои бизнес-модели, но не переходить от углеводородов к возобновляемым источникам энергии полностью. Такое расширение подразумевает создание интегрированного портфеля, включающего активы, связанные как с углеводородными, так и низкоуглеродными технологиями.
Учитывая, что конечный результат неясен (неизвестно, какие технологии окажутся выигрышными), нефтяные компании должны сосредоточиться на комбинации конкурирующих низкоуглеродных технологий, а не на инвестициях в какую-то одну конкретную технологию.
Стратегия адаптации к энергетическому переходу для странэкспортёров нефти
Страныэкспортёры нефти сталкиваются с проблемой монетизации своей большой резервной базы и риском потери экспортных доходов, который может нарушить их социально-экономическое благополучие, учитывая высокую зависимость их бюджета от нефтяных доходов. Кроме того, рост их экономики влечёт за собой и рост потребления энергии.
Для таких стран стратегия адаптации должна строиться на инвестировании части доходов от экспорта нефти и газа в разработку технологий альтернативной энергетики, поскольку конфликта между возобновляемой энергетикой и углеводородным бизнесом в этих странах нет.
Авторы доказывают, что при текущих ценах на нефть и газ инвестиции в солнечную энергию целесообразное решение для странэкспортёров нефти на Ближнем Востоке. Конечно, объем инвестиций, доступных для возобновляемой энергетики странэкспортёров нефти, всё ещё будет зависеть от колебаний цен на нефть, но если принять во внимание возможность получения дополнительной прибыли при увеличении доступных для экспорта объемов углеводородного сырья, инвестирование в возобновляемые источники энергии становится более рациональным вариантом.
В долгосрочной перспективе диверсификация экономики этих стран является основной стратегией, которая может защитить их от последствий энергетического перехода. В течение переходного периода нефтяной сектор будет играть доминирующую роль в экономике этих стран, но эта роль, как ожидается, начнёт снижаться, если цели диверсификации будут достигнуты. Кроме того, успех или неудача странэкспортёров нефти в этой области также будет влиять на скорость глобального энергетического перехода (за счёт влияния на цену нефти), добавляя при этом новые сложности и неопределённости.