Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Инвестиции в инфраструктуру: как повлияют на отрасль и нацпроекты низкие цены на нефть?

Аналитические дайджесты
21 мая 2020

Исследование, подготовленное экспертами исследовательской группы InfraOne Research, отражает особенности возможного развития инфраструктурных и национальных проектов России в условиях падения цен на нефть и распространения пандемии COVID-19. Авторы данного исследования рассматривают три прогнозных сценария развития экономической ситуации, обуславливающие соответствующие особенности реализации нацпроектов и проектов инфраструктуры. Кроме того, данное исследование приводит в пример меры, предпринятые зарубежными странами в части реализации инфраструктурных проектов и направленных главным образом на снижение зависимости экономики от доходов нефтегазовой отрасли.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили ключевые выводы исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых международных мероприятий, проведённых Фондом.

Низкие цены на нефть определяют развитие экономической ситуации в России, приводят к снижению темпов строительства и сокращению объёмов инвестирования инфраструктурных проектов

В условиях срыва сделки России и стран — членов ОПЕК, приведшего к увеличению предложения на рынке нефти, авторы исследования выделяют три сценария развития событий и соответствующего влияния прогнозной экономической ситуации на российский инфраструктурный рынок. Ключевым фактором, учитываемым при построении прогнозов, является соотношение фактической цены барреля нефти марки Urals и условного уровня цены рассматриваемой нефти, выше которого в рамках действующего бюджетного правила образуются сверхдоходы, поступающие в Фонд национального благосостояния (42,4 долл. за баррель в 2020 году).

Так, оптимистичный прогноз, основанный на возможном достижении договорённости между Россией и странами — членами ОПЕК о новом ограничении добычи нефти и ослаблении степени влияния пандемии коронавируса в течение двух-трёх предстоящих месяцев, допускает возвращение значения цены нефти Urals на уровне 45–50 долл. за баррель уже к июню-июлю этого года. Соответственно, уровень цены на нефть в рамках оптимистичного сценария позволяет пополнять Фонд национального благосостояния (ФНБ), что в целом позволит избежать дефицита бюджета по итогам 2020 года. Однако период, характеризующийся уровнем цены на нефть ниже цены «отсечки», потребует израсходования 2-3% ФНБ, пополнение которого также будет осуществляться ниже запланированного уровня. Влияние данных прогнозных условий на рынок инфраструктурных инвестиций может выражаться прежде всего в продолжительной «заморозке» инфраструктурных проектов, снижении темпов строительства и объёмов кредитования.

По оценкам экспертов, базовый прогноз, предусматривающий установление цены нефти Urals на уровне 35 долл. за баррель, характеризуется недополучением нефтегазовых доходов в объёме 7,6 млрд долл., возмещением их из ФНБ и, соответственно, сокращением ФНБ на 6,2% (по отношению к 1 марта). Снижение цены на нефть будет сопровождаться падением курса рубля и возможным повышением ключевой ставки, что в свою очередь приведёт к подорожанию кредитов, используемых в том числе для строительства и реализации инфраструктурных проектов. Кроме того, к числу возможных последствий также относятся общее снижение спроса и перераспределение средств государства на социальные цели и поддержку экономики в целом. В рамках базового прогноза инфраструктурный рынок ожидает сохранение инвестиций в основной капитал на прежнем уровне (что было типично для 2013–2014 годов) либо спад инвестиций подобного рода в размере 10% (ситуация аналогична кризису 2008–2009 годов). Проекты в области строительства также будут подвержены тенденции к сокращению объёмов.

Наиболее пессимистичный прогноз, рассчитанный экспертами с учётом цены на нефть, установленной на уровне 25 долл. за баррель, подразумевает значительную степень недополучения нефтегазовых доходов. Так, по оценкам экспертов, объём недополученных нефтегазовых доходов в рамках пессимистичного сценария составит 25 млрд долл. (около 2,2–2,5% ВВП), что повлечёт за собой существенное сокращение ФНБ более чем на 16–17%. Такое развитие событий будет сопровождаться серьёзным удешевлением национальной валюты (на 50–60% относительно февральских значений, ростом ключевой ставки, резким сокращением инвестиций в основной капитал и объёмов строительства даже по сравнению с кризисом 2008–2009 годов (более чем на 10–15%). С большой долей вероятности новые инфраструктурные соглашения будут заключаться преимущественно в коммунальной и социальной сферах, в то время как реализация капиталоёмких проектов в области транспорта будет отложена на конец 2020 — начало 2021 года, когда ситуация чуть стабилизируется. При этом на момент проведения исследования (конец марта 2020 года) ситуация развивается по промежуточному сценарию между базовым и пессимистичным прогнозами.

Видео: https://roscongress.org/sessions/syrevye-tsikly-adaptatsiya-k-novym-usloviyam/search/#00:06:23.487

Несмотря на «инвестиционную паузу», концессионные соглашения и инфраструктурные проекты ГЧП в коммунальной и социальной сферах ожидают относительно стабильные перспективы, в то время как проекты транспортной инфраструктуры могут подвергаться колебаниям спроса

В целом, ситуация также осложняется влиянием глобальной экономической рецессии, вызванной пандемией COVID-19. Общая неопределённость экономической ситуации может привести к «инвестиционной паузе» на рынке концессий и проектов ГЧП. Ожидание участниками рынка более стабильных экономических условий приведёт к замедлению подготовки и заключения новых контрактов в целом. По проектам, не прошедшим стадию финансового закрытия, сроки выделения финансов могут быть перенесены. Кроме того, ряд заключённых соглашений ожидает пересмотр условий, однако эксперты считают, что расторжение данным соглашениям, в особенности капиталоёмким и долгосрочным, не грозит.

На протяжении 2013–2019 годов социальная и коммунальная инфраструктуры демонстрируют относительно стабильную тенденцию к увеличению объёмов концессионных соглашений. Более того, даже в сложный кризисный период, приходящийся на 2014–2015 годы, социальная и коммунальная сферы продемонстрировали увеличение объёмов соглашений по инфраструктурным проектам. Так, в 2015 году по сравнению с предыдущим годом объёмы соглашений по проектам социальной инфраструктуры выросли с 3,4 млрд рублей до 3,7 млрд рублей соответственно, в то время как проекты коммунальной инфраструктуры продемонстрировали значительный рост объёмов соглашений — с 3,2 млрд рублей в 2014 году до 75,4 млрд рублей в 2015 году.

При этом наибольшие объёмы соглашений приходятся на проекты транспортной инфраструктуры. Так, в 2018 году объём инфраструктурных соглашений в транспортной сфере являлся рекордным и составлял 450,4 млрд рублей, в то время как на коммунальную и социальную сферы приходилось 74,3 млрд рублей и 15,2 млрд рублей соответственно. Вместе с тем, объёмы соглашений, приходящиеся на проекты транспортной инфраструктуры, являются менее стабильными, что обусловлено прежде всего наличием валютных рисков и бо́льшей степенью зависимости от выбора потребителя, обусловленного его экономическим состоянием: потребитель скорее откажется от проезда по платной трассе, чем от пользования коммунальными системами.

Вместе с тем, эксперты считают, что реализация проектов в рамках концессионных соглашений и ГЧП в объёме 270 млрд рублей на ближайший год будет отложена. Однако, восстановление рынка можно ожидать уже в следующем году, ведь подобные проекты выгодны обеим сторонам — как бизнесу, так и государству: частные компании обеспечивают себя заказами на длительную перспективу, а государство снижает расходы на крупные проекты. Кроме того, посткризисный период обычно характеризуется снижением ставок в банковской сфере, позволяя упростить бизнесу доступ к долгосрочным кредитам.

Консессионные соглашения.png

Видео: https://roscongress.org/sessions/rew-2019-upravlenie-riskami-v-sovremennoy-mirovoy-energetike/search/#00:21:07.455

Кризисная ситуация в экономике может привести к пересмотру ряда национальных проектов с сохранением приоритета в отношении проектов социального характера и проектов по поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы, малого и среднего бизнеса

Планируемые расходы на реализацию всех 13 национальных проектов в 2020 году составляют 2 трлн рублей, поступающих из федеральных средств, что в целом составляет 10,2% расходов бюджета. Поскольку государство планирует избегать дефицита бюджета за счёт средств ФНБ на ближайшие 6–10 лет, финансирование нацпроектов на запланированном уровне является допустимым.

Сложная экономическая ситуация усиливает роль государства в выполнении национальных проектов при любом развитии событий. Неблагоприятная конъюнктура может привести к корректировке показателей национальных проектов в части их объёма, источников финансирования, сроков и даже целей. В таком случае правительство сможет учесть влияние новых условий (в том числе вызванных пандемией коронавируса и её последствиями) на бюджетное и частное финансирование проектов, а также потребности экономики в новых инициативах.

К числу нацпроектов с высоким риском перераспределения средств федерального бюджета относятся прежде всего такие национальные проекты, как «Цифровая экономика», «Экология» и «Международная кооперация и экспорт». Средний риск перераспределения объёмов финансирования грозит таким нацпроектам, как «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», «Жильё и городская среда», «Наука» и «Культура».

Наименьший риск перераспределения федеральных средств отмечается в отношении большинства нацпроектов, а именно в отношении таких проектов, как «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а также «Повышение производительности труда и поддержка занятости». В текущих условиях развития экономической ситуации поддержка проектов социальной сферы, проектов малого и среднего бизнеса, а также индивидуальной предпринимательской инициативы в приоритетном порядке является крайне важной.

Риски распределения федеральных средств.png

Видео: https://roscongress.org/sessions/rew-2019-strategiya-zhkkh-2035-inventarizatsiya-tekushchego-sostoyaniya-prioritety-i-zadachi/search/#00:58:25.151

Нефтяной кризис ставит ребром вопрос о снижении зависимости экономики от нефтегазового сектора

Экономическая ситуация в условиях нефтяного кризиса заставляет серьёзно задуматься о необходимости и способах снижения зависимости бюджета и экономики в целом от нефтегазовых доходов. По данным экспертов, в 2019 году зависимость консолидированного бюджета России от доходов нефтегазовой отрасли составила 20%. При этом, за последнее десятилетие наибольшее и наименьшее значения данного показателя наблюдались в 2014 и 2016 годах — 27,8% и 17,2% соответственно.

Доля нефтегазового сектора в формировании ВВП России составляет около 12–13%. При этом, среди других крупных нефтедобывающих стран наибольшая зависимость ВВП от нефтегазового сектора наблюдается в отношении таких стран как Кувейт (44,7%) и Саудовская Аравия (31%). В то же время, некоторым странам, а именно Норвегии и Канаде, удаётся удерживать данный показатель на уровне 10% и 7,3% соответственно.

Опыт зарубежных стран в части принятия мер, направленных на снижение зависимости экономики стран от нефтегазового сектора, может быть полезен для отечественной экономики. Так, Норвегия, несмотря на и так сравнительно низкую зависимость бюджета от нефтегазовых доходов, планирует снижать её и дальше. Основной мотивацией таких действий выступают желание уберечь себя от возможной нестабильности на рынке энергоносителей, а также снижение негативного воздействия на экологию. В этой связи одним из способов частичного отказа от нефти, применяемым Норвегией, является развитие альтернативной энергетики. Бюджетная политика также имеет определённые особенности — при формировании бюджета Норвегии особое внимание уделяется расходам на транспортную инфраструктуру, науку, технологии и образование.

Саудовская Аравия, как один из крупнейших добытчиков нефти с высоким уровнем зависимости ВВП страны от нефтегазовых доходов, в период 2003–2013 годов, характеризующийся относительно высокими ценами на нефть, активно инвестировала в инфраструктуру, образование и здравоохранение. За указанный период Саудовская Аравия выделила на реализацию инфраструктурных проектов около 450 млрд долл. (по 11% от ВВП ежегодно). После резкого падения нефтяных цен в 2014–2015 годах страна столкнулась с бюджетным кризисом, который подтолкнул власти Саудовской Аравии к поиску новых способов ухода от нефтяной зависимости. Итогом такой работы стала программа Vision 2030, принятая в 2016 году и предусматривающая комплекс социально-экономических реформ, включающих развитие возобновляемых источников энергии, цифровых технологий, здравоохранения, туризма и др.

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещёнными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс COVID-19 и СидимДомаЭкономика, посвящённых мерам реагирования на вспышку коронавируса и возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
17 сентября 2020
Глобальный обзор потребительского рынка 2020

Эксперты PwС провели опросы среди горожан до и после вспышки COVID-19, стараясь понять, во-первых, поведение потребителей, проживающих в городах и, во-вторых, последствия для бизнеса.


Исследования
13 ноября 2020
Рекомендации ЮНВТО по туризму и развитию сельских районов
Данные рекомендации ЮНВТО по туризму и развитию сельских районов нацелены на поддержку органов государственного управления на различных уровнях, а также частного сектора и международного сообщества в плане развития туризма в сельских районах таким образом, чтобы это способствовало инклюзивному, быстрому и устойчивому развитию.
Аналитические дайджесты
5 августа 2020
Коронавирус: ситуация в России и в мире

Координационный совет РСПП по противодействию коронавирусу представляет информационно-аналитический дайджест о ситуации с распространением COVID-19 в РФ и в мире по состоянию на 4 августа 2020 года.


Статьи
28 апреля 2020
Как меняется потребительский рынок в связи с пандемией коронавируса COVID-19 Выпуск 4: бой в темноте

Обзор потребительских настроений в США, Европе, Китае и Индии: Люди по всему миру — от Франции до Китая и от Индии до США — остаются дома. Сидя по домам, все мы боремся с вирусом, который пока до конца не изучен. Под давлением распоряжений правительства, новых рекомендаций и продолжающегося роста подтвержденных случаев COVID-19 мы как потребители меняем свое повседневное поведение.