Исследование, подготовленное экспертами исследовательской группы InfraOne Research, отражает особенности возможного развития инфраструктурных и национальных проектов России в условиях падения цен на нефть и распространения пандемии COVID-19. Авторы данного исследования рассматривают три прогнозных сценария развития экономической ситуации, обуславливающие соответствующие особенности реализации нацпроектов и проектов инфраструктуры. Кроме того, данное исследование приводит в пример меры, предпринятые зарубежными странами в части реализации инфраструктурных проектов и направленных главным образом на снижение зависимости экономики от доходов нефтегазовой отрасли.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили ключевые выводы исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых международных мероприятий, проведённых Фондом.
Низкие цены на нефть определяют развитие экономической ситуации в России, приводят к снижению темпов строительства и сокращению объёмов инвестирования инфраструктурных проектов
В условиях срыва сделки России и стран членов ОПЕК, приведшего к увеличению предложения на рынке нефти, авторы исследования выделяют три сценария развития событий и соответствующего влияния прогнозной экономической ситуации на российский инфраструктурный рынок. Ключевым фактором, учитываемым при построении прогнозов, является соотношение фактической цены барреля нефти марки Urals и условного уровня цены рассматриваемой нефти, выше которого в рамках действующего бюджетного правила образуются сверхдоходы, поступающие в Фонд национального благосостояния (42,4 долл. за баррель в 2020 году).
Так, оптимистичный прогноз, основанный на возможном достижении договорённости между Россией и странами членами ОПЕК о новом ограничении добычи нефти и ослаблении степени влияния пандемии коронавируса в течение двух-трёх предстоящих месяцев, допускает возвращение значения цены нефти Urals на уровне 4550 долл. за баррель уже к июню-июлю этого года. Соответственно, уровень цены на нефть в рамках оптимистичного сценария позволяет пополнять Фонд национального благосостояния (ФНБ), что в целом позволит избежать дефицита бюджета по итогам 2020 года. Однако период, характеризующийся уровнем цены на нефть ниже цены «отсечки», потребует израсходования 2-3% ФНБ, пополнение которого также будет осуществляться ниже запланированного уровня. Влияние данных прогнозных условий на рынок инфраструктурных инвестиций может выражаться прежде всего в продолжительной «заморозке» инфраструктурных проектов, снижении темпов строительства и объёмов кредитования.
По оценкам экспертов, базовый прогноз, предусматривающий установление цены нефти Urals на уровне 35 долл. за баррель, характеризуется недополучением нефтегазовых доходов в объёме 7,6 млрд долл., возмещением их из ФНБ и, соответственно, сокращением ФНБ на 6,2% (по отношению к 1 марта). Снижение цены на нефть будет сопровождаться падением курса рубля и возможным повышением ключевой ставки, что в свою очередь приведёт к подорожанию кредитов, используемых в том числе для строительства и реализации инфраструктурных проектов. Кроме того, к числу возможных последствий также относятся общее снижение спроса и перераспределение средств государства на социальные цели и поддержку экономики в целом. В рамках базового прогноза инфраструктурный рынок ожидает сохранение инвестиций в основной капитал на прежнем уровне (что было типично для 20132014 годов) либо спад инвестиций подобного рода в размере 10% (ситуация аналогична кризису 20082009 годов). Проекты в области строительства также будут подвержены тенденции к сокращению объёмов.
Наиболее пессимистичный прогноз, рассчитанный экспертами с учётом цены на нефть, установленной на уровне 25 долл. за баррель, подразумевает значительную степень недополучения нефтегазовых доходов. Так, по оценкам экспертов, объём недополученных нефтегазовых доходов в рамках пессимистичного сценария составит 25 млрд долл. (около 2,22,5% ВВП), что повлечёт за собой существенное сокращение ФНБ более чем на 1617%. Такое развитие событий будет сопровождаться серьёзным удешевлением национальной валюты (на 5060% относительно февральских значений, ростом ключевой ставки, резким сокращением инвестиций в основной капитал и объёмов строительства даже по сравнению с кризисом 20082009 годов (более чем на 1015%). С большой долей вероятности новые инфраструктурные соглашения будут заключаться преимущественно в коммунальной и социальной сферах, в то время как реализация капиталоёмких проектов в области транспорта будет отложена на конец 2020 начало 2021 года, когда ситуация чуть стабилизируется. При этом на момент проведения исследования (конец марта 2020 года) ситуация развивается по промежуточному сценарию между базовым и пессимистичным прогнозами.
Видео: https://roscongress.org/sessions/syrevye-tsikly-adaptatsiya-k-novym-usloviyam/search/#00:06:23.487
Несмотря на «инвестиционную паузу», концессионные соглашения и инфраструктурные проекты ГЧП в коммунальной и социальной сферах ожидают относительно стабильные перспективы, в то время как проекты транспортной инфраструктуры могут подвергаться колебаниям спроса
В целом, ситуация также осложняется влиянием глобальной экономической рецессии, вызванной пандемией COVID-19. Общая неопределённость экономической ситуации может привести к «инвестиционной паузе» на рынке концессий и проектов ГЧП. Ожидание участниками рынка более стабильных экономических условий приведёт к замедлению подготовки и заключения новых контрактов в целом. По проектам, не прошедшим стадию финансового закрытия, сроки выделения финансов могут быть перенесены. Кроме того, ряд заключённых соглашений ожидает пересмотр условий, однако эксперты считают, что расторжение данным соглашениям, в особенности капиталоёмким и долгосрочным, не грозит.
На протяжении 20132019 годов социальная и коммунальная инфраструктуры демонстрируют относительно стабильную тенденцию к увеличению объёмов концессионных соглашений. Более того, даже в сложный кризисный период, приходящийся на 20142015 годы, социальная и коммунальная сферы продемонстрировали увеличение объёмов соглашений по инфраструктурным проектам. Так, в 2015 году по сравнению с предыдущим годом объёмы соглашений по проектам социальной инфраструктуры выросли с 3,4 млрд рублей до 3,7 млрд рублей соответственно, в то время как проекты коммунальной инфраструктуры продемонстрировали значительный рост объёмов соглашений с 3,2 млрд рублей в 2014 году до 75,4 млрд рублей в 2015 году.
При этом наибольшие объёмы соглашений приходятся на проекты транспортной инфраструктуры. Так, в 2018 году объём инфраструктурных соглашений в транспортной сфере являлся рекордным и составлял 450,4 млрд рублей, в то время как на коммунальную и социальную сферы приходилось 74,3 млрд рублей и 15,2 млрд рублей соответственно. Вместе с тем, объёмы соглашений, приходящиеся на проекты транспортной инфраструктуры, являются менее стабильными, что обусловлено прежде всего наличием валютных рисков и бо́льшей степенью зависимости от выбора потребителя, обусловленного его экономическим состоянием: потребитель скорее откажется от проезда по платной трассе, чем от пользования коммунальными системами.
Вместе с тем, эксперты считают, что реализация проектов в рамках концессионных соглашений и ГЧП в объёме 270 млрд рублей на ближайший год будет отложена. Однако, восстановление рынка можно ожидать уже в следующем году, ведь подобные проекты выгодны обеим сторонам как бизнесу, так и государству: частные компании обеспечивают себя заказами на длительную перспективу, а государство снижает расходы на крупные проекты. Кроме того, посткризисный период обычно характеризуется снижением ставок в банковской сфере, позволяя упростить бизнесу доступ к долгосрочным кредитам.
Кризисная ситуация в экономике может привести к пересмотру ряда национальных проектов с сохранением приоритета в отношении проектов социального характера и проектов по поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы, малого и среднего бизнеса
Планируемые расходы на реализацию всех 13 национальных проектов в 2020 году составляют 2 трлн рублей, поступающих из федеральных средств, что в целом составляет 10,2% расходов бюджета. Поскольку государство планирует избегать дефицита бюджета за счёт средств ФНБ на ближайшие 610 лет, финансирование нацпроектов на запланированном уровне является допустимым.
Сложная экономическая ситуация усиливает роль государства в выполнении национальных проектов при любом развитии событий. Неблагоприятная конъюнктура может привести к корректировке показателей национальных проектов в части их объёма, источников финансирования, сроков и даже целей. В таком случае правительство сможет учесть влияние новых условий (в том числе вызванных пандемией коронавируса и её последствиями) на бюджетное и частное финансирование проектов, а также потребности экономики в новых инициативах.
К числу нацпроектов с высоким риском перераспределения средств федерального бюджета относятся прежде всего такие национальные проекты, как «Цифровая экономика», «Экология» и «Международная кооперация и экспорт». Средний риск перераспределения объёмов финансирования грозит таким нацпроектам, как «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», «Жильё и городская среда», «Наука» и «Культура».
Наименьший риск перераспределения федеральных средств отмечается в отношении большинства нацпроектов, а именно в отношении таких проектов, как «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а также «Повышение производительности труда и поддержка занятости». В текущих условиях развития экономической ситуации поддержка проектов социальной сферы, проектов малого и среднего бизнеса, а также индивидуальной предпринимательской инициативы в приоритетном порядке является крайне важной.
Нефтяной кризис ставит ребром вопрос о снижении зависимости экономики от нефтегазового сектора
Экономическая ситуация в условиях нефтяного кризиса заставляет серьёзно задуматься о необходимости и способах снижения зависимости бюджета и экономики в целом от нефтегазовых доходов. По данным экспертов, в 2019 году зависимость консолидированного бюджета России от доходов нефтегазовой отрасли составила 20%. При этом, за последнее десятилетие наибольшее и наименьшее значения данного показателя наблюдались в 2014 и 2016 годах 27,8% и 17,2% соответственно.
Доля нефтегазового сектора в формировании ВВП России составляет около 1213%. При этом, среди других крупных нефтедобывающих стран наибольшая зависимость ВВП от нефтегазового сектора наблюдается в отношении таких стран как Кувейт (44,7%) и Саудовская Аравия (31%). В то же время, некоторым странам, а именно Норвегии и Канаде, удаётся удерживать данный показатель на уровне 10% и 7,3% соответственно.
Опыт зарубежных стран в части принятия мер, направленных на снижение зависимости экономики стран от нефтегазового сектора, может быть полезен для отечественной экономики. Так, Норвегия, несмотря на и так сравнительно низкую зависимость бюджета от нефтегазовых доходов, планирует снижать её и дальше. Основной мотивацией таких действий выступают желание уберечь себя от возможной нестабильности на рынке энергоносителей, а также снижение негативного воздействия на экологию. В этой связи одним из способов частичного отказа от нефти, применяемым Норвегией, является развитие альтернативной энергетики. Бюджетная политика также имеет определённые особенности при формировании бюджета Норвегии особое внимание уделяется расходам на транспортную инфраструктуру, науку, технологии и образование.
Саудовская Аравия, как один из крупнейших добытчиков нефти с высоким уровнем зависимости ВВП страны от нефтегазовых доходов, в период 20032013 годов, характеризующийся относительно высокими ценами на нефть, активно инвестировала в инфраструктуру, образование и здравоохранение. За указанный период Саудовская Аравия выделила на реализацию инфраструктурных проектов около 450 млрд долл. (по 11% от ВВП ежегодно). После резкого падения нефтяных цен в 20142015 годах страна столкнулась с бюджетным кризисом, который подтолкнул власти Саудовской Аравии к поиску новых способов ухода от нефтяной зависимости. Итогом такой работы стала программа Vision 2030, принятая в 2016 году и предусматривающая комплекс социально-экономических реформ, включающих развитие возобновляемых источников энергии, цифровых технологий, здравоохранения, туризма и др.
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещёнными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс COVID-19 и СидимДомаЭкономика, посвящённых мерам реагирования на вспышку коронавируса и возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии.