В июле 2018 года исполняется десять лет со дня завершения реорганизации РАО ЕЭС. Концепция реформы носила название «5+5» (пять лет на подготовку, пять лет на реализацию).
Инфляция основной стимул роста цен инфраструктурных монополий. Переход в режим низкой инфляции, уменьшающий негативные последствия, которые несет для монополий политика сдерживания тарифов, будет способствовать улучшению кредитного качества сектора. Низкая инфляция может усугубить проблему хронических неплатежей в электроэнергетике (в настоящее время их уровень достиг 5%). Высокая инфляция быстро обесценивала проблемные долги. Переход в режим низкой инфляции без улучшения платежной дисциплины снизит прибыль сектора на 0,7 п. п.
Период с 2018-го по 2020-й будет отмечен самыми высокими финансовыми показателями за всю историю отрасли. Завершение инвестиционной деятельности, связанной с вводом новых генерирующих мощностей и регулируемой договорами о предоставлении мощности (ДПМ), а также рост платежей по таким договорам увеличат рентабельность в секторе до 2426% и снизят отношение долга к EBITDA до 1,6х. Но с 2020-х годов энергокомпании, возможно, снова начнут наращивать долг: завершение выплат по ДПМ и запуск новых инвестиционных проектов ускорят этот процесс.
Основные итоги реформы РАО ЕЭС увеличение инвестиций и финансовое оздоровление сектора. С 2008-го по 2017-й рост тарифов на электроэнергию для предприятий и населения опередил инфляцию в 1,6 и в 1,3 раза. Реформа доказала: в классической естественной монополии возможно развивать рыночные отношения (с 2011 по 2017 год конкуренция сдерживала рост цен на уровне 7%), но только за счет вынесения за периметр развития рынка всех социально чувствительных сегментов (поставки населению, регионы с низкими социально-экономическими показателями).