Фонд Росконгресс совместно с Центром компетенций НТИ по направлению «Технологии хранения и анализа больших данных» на базе МГУ имени М.В. Ломоносова на основе содержания ключевых дискуссий программ крупнейших деловых мероприятий страны Петербургского международного экономического форума, Российской энергетической недели и Восточного экономического форума подготовили отчет «Ключевые тренды экономического развития Российской Федерации 2022», в котором сформулированы 10 главных трендов экономического развития страны.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
Интенсификация внешнеэкономических отношений с азиатскими странами требует решения большого количества инфраструктурно-логистических задач.
На фоне санкционного давления недружественных стран растет товарооборот Российской Федерации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь с Китаем как с крупнейшей экономикой Азии. В 2020 г. объем торговли Российской Федерации и Китая составил 108,16 млрд долл. США и к 2021 г. вырос более чем на треть. Аналогичный показатель за 10 месяцев 2022 г. на 4,8% превышает значение показателя за 2021 г. в целом. Целевое плановое значение объема товарооборота между Российской Федерацией и Китаем составляет 250 млрд долл. США к 2024 г. Аналогичная тенденция наблюдается и в случае с Индией.
Необходимым условием для развития торговых связей со странами Востока является расширение логистических возможностей российского Дальнего Востока и Арктики. Ликвидация имеющихся инфраструктурных ограничений станет новым драйвером для дальневосточной экономики и обеспечит приток инвестиций, в т.ч. внешних. Значительным вкладом в создание новых логистических коридоров станет реализация инициатив социально-экономического развития до 2030 г., утвержденных Правительством Российской Федерации Государственная программа РФ «Развитие транспортной системы».
Технологический суверенитет стал ключевым условием реализации проектов цифровизации отраслей экономики и социального сектора России.
Цифровизация актуальна и необходима в самом широком спектре социально-экономических задач. В настоящее время уже реализуются планы цифровой трансформации транспорта и логистики, здравоохранения, образования, АПК, строительства, системы государственного управления и пр. В условиях внешних ограничений реализация данных планов связана, в том числе, с комплексом мер по импортозамещению, достижению технологического суверенитета и обеспечению кибербезопасности.
Среди таких мер следует выделить план мероприятий «Технет 4.0» Национальной технологической инициативы. В марте 2022 г. был также принят Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», запрещающий с 2025 г. использование импортного программного обеспечения органами государственной власти на объектах критической информационной инфраструктуры. Кроме того, в мае 2022 г. Президентом Российской Федерации был подписан Указ от 01.05.2022 No 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации», согласно которому в каждом ведомстве, учреждении и системообразующей организации должны быть созданы специальные подразделения, занимающиеся обнаружением, предупреждением и ликвидацией информационных атак.
2022 год внес серьезные возмущения на энергетические рынки, которые требуют максимальной диверсификации как в производстве, так и в потреблении энергии и энергоносителей.
Усилившееся санкционное давление, а также введенное эмбарго на технологии коренным образом повлияли на работу компаний нефтегазового сектора Российской Федерации в 2022 г., которые столкнулись с необходимостью в сжатые сроки реорганизовать основные бизнес-процессы и повысить уровень собственной экономической и технологической безопасности. Введение странами Запада ограничений на импорт российской нефтегазовой продукции способствует расширению торговых связей отечественных компаний со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. По оценкам экспертов, это позволит не только сохранить уровень доходов от нефтегазового сектора, но и увеличить их по сравнению с показателями 2021 г.
Необходимо продолжать реализацию Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 г. предполагает проведение структурной диверсификации энергетического комплекса, в ходе которой углеродная энергетика дополнится неуглеродной, расширится спектр применения электрической энергии, а также уменьшится негативное воздействие ТЭК на окружающую среду. Следует отметить, что энергетический баланс Российской Федерации является одним из наиболее низкоуглеродных в мире, т.к. более 33% генерации электрической энергии приходится на атомную энергетику, гидроэнергетику и другие возобновляемые источники энергии, а также ведутся разработки более чистых технологий на основе природного газа.
Атомная энергетика является надежным способом генерации электроэнергии, среди преимуществ которого выделяют минимальные последствия для климата и окружающей среды в целом. Несмотря на такие барьеры, как высокая стоимость подготовительных работ, повышенные требования к безопасности и высокая стоимость эксплуатации, что оказывает влияние на цену электроэнергии для потребителя, эксперты Международного агентства по атомной энергии прогнозируют рост доли атомной энергетики в мировом электробалансе в ближайшие десятилетия. Доля электроэнергии, вырабатываемой 11 атомными электростанциями, составляет 20% от всей электрогенерации в Российской Федерации, растет объем выработки энергии малыми атомными электростанциями.
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Энергетика, Транспорт и Цифровизация, посвященных развитию экономики России.