Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Ключевые тренды экономического развития Российской Федерации - 2022

Исследования
27 декабря 2022

Фонд Росконгресс совместно с Центром компетенций НТИ по направлению «Технологии хранения и анализа больших данных» на базе МГУ имени М.В. Ломоносова на основе содержания ключевых дискуссий программ крупнейших деловых мероприятий страны — Петербургского международного экономического форума, Российской энергетической недели и Восточного экономического форума подготовили отчет «Ключевые тренды экономического развития Российской Федерации — 2022», в котором сформулированы 10 главных трендов экономического развития страны.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

Интенсификация внешнеэкономических отношений с азиатскими странами требует решения большого количества инфраструктурно-логистических задач.

На фоне санкционного давления недружественных стран растет товарооборот Российской Федерации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь с Китаем как с крупнейшей экономикой Азии. В 2020 г. объем торговли Российской Федерации и Китая составил 108,16 млрд долл. США и к 2021 г. вырос более чем на треть. Аналогичный показатель за 10 месяцев 2022 г. на 4,8% превышает значение показателя за 2021 г. в целом. Целевое плановое значение объема товарооборота между Российской Федерацией и Китаем составляет 250 млрд долл. США к 2024 г. Аналогичная тенденция наблюдается и в случае с Индией.

Tovarooborot Rossia India 2020-2025.png

Необходимым условием для развития торговых связей со странами Востока является расширение логистических возможностей российского Дальнего Востока и Арктики. Ликвидация имеющихся инфраструктурных ограничений станет новым драйвером для дальневосточной экономики и обеспечит приток инвестиций, в т.ч. внешних. Значительным вкладом в создание новых логистических коридоров станет реализация инициатив социально-экономического развития до 2030 г., утвержденных Правительством Российской Федерации — Государственная программа РФ «Развитие транспортной системы».

Видео: https://roscongress.org/sessions/eef-2022-novaya-struktura-mirovogo-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-chto-stalo-luchshe-a-chto-khuzhe/search/#00:22:41.664

Технологический суверенитет стал ключевым условием реализации проектов цифровизации отраслей экономики и социального сектора России.

Цифровизация актуальна и необходима в самом широком спектре социально-экономических задач. В настоящее время уже реализуются планы цифровой трансформации транспорта и логистики, здравоохранения, образования, АПК, строительства, системы государственного управления и пр. В условиях внешних ограничений реализация данных планов связана, в том числе, с комплексом мер по импортозамещению, достижению технологического суверенитета и обеспечению кибербезопасности.

Среди таких мер следует выделить план мероприятий «Технет 4.0» Национальной технологической инициативы. В марте 2022 г. был также принят Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», запрещающий с 2025 г. использование импортного программного обеспечения органами государственной власти на объектах критической информационной инфраструктуры. Кроме того, в мае 2022 г. Президентом Российской Федерации был подписан Указ от 01.05.2022 No 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации», согласно которому в каждом ведомстве, учреждении и системообразующей организации должны быть созданы специальные подразделения, занимающиеся обнаружением, предупреждением и ликвидацией информационных атак.

Видео: https://roscongress.org/sessions/eef-youth-2022-youth-natsionalnaya-tekhnologicheskaya-olimpiada-v-rossii-talanty-dlya-tekhnologicheskogo-suvereniteta-str/search/#00:07:02.143

2022 год внес серьезные возмущения на энергетические рынки, которые требуют максимальной диверсификации как в производстве, так и в потреблении энергии и энергоносителей.

Усилившееся санкционное давление, а также введенное эмбарго на технологии коренным образом повлияли на работу компаний нефтегазового сектора Российской Федерации в 2022 г., которые столкнулись с необходимостью в сжатые сроки реорганизовать основные бизнес-процессы и повысить уровень собственной экономической и технологической безопасности. Введение странами Запада ограничений на импорт российской нефтегазовой продукции способствует расширению торговых связей отечественных компаний со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. По оценкам экспертов, это позволит не только сохранить уровень доходов от нефтегазового сектора, но и увеличить их по сравнению с показателями 2021 г.

Необходимо продолжать реализацию Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 г. предполагает проведение структурной диверсификации энергетического комплекса, в ходе которой углеродная энергетика дополнится неуглеродной, расширится спектр применения электрической энергии, а также уменьшится негативное воздействие ТЭК на окружающую среду. Следует отметить, что энергетический баланс Российской Федерации является одним из наиболее низкоуглеродных в мире, т.к. более 33% генерации электрической энергии приходится на атомную энергетику, гидроэнергетику и другие возобновляемые источники энергии, а также ведутся разработки более чистых технологий на основе природного газа.

Атомная энергетика является надежным способом генерации электроэнергии, среди преимуществ которого выделяют минимальные последствия для климата и окружающей среды в целом. Несмотря на такие барьеры, как высокая стоимость подготовительных работ, повышенные требования к безопасности и высокая стоимость эксплуатации, что оказывает влияние на цену электроэнергии для потребителя, эксперты Международного агентства по атомной энергии прогнозируют рост доли атомной энергетики в мировом электробалансе в ближайшие десятилетия. Доля электроэнергии, вырабатываемой 11 атомными электростанциями, составляет 20% от всей электрогенерации в Российской Федерации, растет объем выработки энергии малыми атомными электростанциями.

Видео: https://roscongress.org/sessions/rew-mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-dlya-razvitiya-nizkouglerodnoy-vodorodnoy-otrasli-alyansy-i-partnerst/search/#00:07:46.943

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Энергетика, Транспорт и Цифровизация, посвященных развитию экономики России.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
18 сентября 2020
Развитие морских портов на пересечении международных торговых путей
PwC в России представляет второй выпуск исследования «Развитие морских портов на пересечении международных торговых путей», которое содержит анализ главных событий, перспективных инфраструктурных проектов и ключевых трендов развития грузовых портов в регионе Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).
Экспертное мнение
27 декабря 2022
Углубление цифрового экономического взаимодействия в рамках ШОС: гарант стабильности евразийской системы

В текущей геополитической обстановке перед Шанхайской Организацией Сотрудничества, как крупным игроком на международной арене, встает вопрос сохранения стабильности и предсказуемости торгово-экономического развития. В то же время, расширение состава Организации, влекущее дифференциацию национальных стратегий и технологическое расслоение, требует корректировки модели взаимодействия и расстановки акцентов на поддержании структурного единства. Развитие цифровой экономики, поднятие уровня научно-технологического и инновационного развития стран-членов ШОС будет способствовать более тесной интеграции их экономик и обеспечит равную доступность преимуществ экономической глобализации на всем трансрегиональном пространстве евразийского партнерства

Статьи
31 октября 2019
Современные перспективы формирования международных энергетических рынков
Современные перспективы формирования международных энергетических рынков обусловлены, главным образом, политикой декарбонизации мировой энергетики и ростом энергопотребления. Каждая страна формирует свою политику в сфере энергетики, базируясь на собственном топливно-энергетическом потенциале и учитывая ситуацию на международных энергетических рынках. Глобальный рынок нефти в настоящее время в значительной степени зависит от глобальных процессов с высокой степенью неопределенности, связанной с использованием протекционистских и политических методов борьбы в глобальной мировой экономике. Торговые войны, санкции резко повышают неопределенность рынка глобального энергетического ресурса — нефти. Глобальный рынок «альтернативной» энергетики и технологий в этой сфере гораздо более определенный и предсказуемый. Внедрение методов «платформенной» экономики в энергетике в сочетании с макрорегиональной формой организации энергетических рынков позволит неопределенность за счет ухода от протекционистских, в том числе и санкционных, методов, оставив их «за периметром» макрорегиональных границ.
Исследования
21 декабря 2020
Доклад о мировой торговле 2020

В Докладе ВТО о мировой торговле за 2020 год рассматривается место инновационной и технологической политики во все более цифровой мировой экономике и объясняется роль ВТО в этом меняющемся контексте.