Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Роль государственно-частных партнёрств в развитии инфраструктуры

Исследования
11 декабря 2018

Высокая значимость государственно-частных партнёрств (ГЧП) при реализации инфраструктурных проектов, по мнению экспертов Международного банка реконструкции и развития Группы Всемирного банка (МБРР-ВБ), подкрепляется наличием самостоятельного законодательства и регулирующего эту сферу института в более чем 70% случаев (средний показатель по группам стран) и постоянным развитием нормативно-правовой базы. В отчёте представлен сравнительный анализ системы реализации инфраструктурных проектов с использованием ГЧП по 135 отдельным странам и 7 регионам по следующим направлениям:

  • подготовка проектов;
  • стадия заключения сделки;
  • сопровождение контрактов;
  • рассмотрение незапрошенных предложений (заявок на участие в тендере, которые компании подают самостоятельно, а не в ответ на запрос от государства).

МБРР-ВБ раскрывает потенциал для дальнейшего улучшения нормативно-правового регулирования ГЧП для подавляющего большинства анализируемых государств. К тому же, анализ выявляет прямую зависимость результатов от уровня доходов: чем выше уровень доходов в странах региональной группы, тем выше эффективность сотрудничества государств и частного бизнеса, которая широко варьируется от региона к региону. Наихудшие результаты по всем группам стран представляются направлениями «подготовка проектов» и «сопровождение контрактов», которые к тому же являются наиболее сложными сферами в части внедрения практик, обеспечивающих прозрачность функционирования сферы.


Открытость и прозрачность в течение всего жизненного цикла инфраструктурного проекта в рамках ГЧП крайне важны для максимизации показателей эффективности проекта и оптимизации социально-экономических результатов. Наличие публичного доступа к информации о проектах обеспечивает прогнозируемость, формирует общественное доверие к ГЧП, снижает коррупционные риски, способствует сбалансированности интересов частных инвесторов и общества. Более того, прозрачность может быть достигнута посредством раскрытия информации на всех стадиях реализации инвестиционных программ.


Уверенно высокий уровень прозрачности отмечен на стадии заключения сделки, однако на стадии подготовки тендерная документация находится в публичном доступе лишь в 60% случаев, а информация о ходе и результатах строительства представлена общественности, в среднем, лишь в 12% случаев. Учитывая вышеизложенное и прочие факты, упомянутые в отчёте, эксперты МБРР-ВБ подчёркивают необходимость усиления прозрачности ГЧП как в отдельных регионах, так и во всём мире.

Данная публикация размещена в Информационно-аналитической системе Росконгресс по рекомендации экспертного сообщества Фонда Росконгресс.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
6 июня 2018
«10+10»: энергетика РФ в ожидании новой реформы для выхода из инвестиционной паузы

Агентство АКРА представляет прогноз развития отечественной энергетической отрасли до 2022 года.


Исследования
21 мая 2020
Информационные технологии. Где пересекаются интересы государства и бизнеса?

В исследовании, подготовленном InfraOne Research, дана оценка состояния IT‑рынка, рассмотрены перспективы его развития, а также возможные будущие проекты.


Исследования
1 июня 2021
Инфраструктура - 2025: вызовы и перспективы

Насколько сильно пандемия повлияла на планы властей и инвесторов в инфраструктуре? По каким сценариям будет развиваться отрасль к 2025 году? Какие проекты окажутся ключевыми для рынка?