Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Доходы, расходы и социальное самочувствие населения России в 2012–2016 годах

Исследования
26 мая 2017

Нынешний кризис стал пятым по счету периодом спада, который преодолело российское население. Особенностью текущей кризисной ситуации состоит в ее продолжительности — декабрь 2016 года был 26 месяцем снижения доходов населения. Специалистами НИУ ВШЭ был проведен анализ данных опросов населения об изменении финансового положения и субъективной оценки сложившейся ситуации. В докладе рассматриваются вопросы структуры доходов и расходов населения, потребительской инфляции, сбережений и стратегий адаптации и преодоления кризиса.

Основным вектором изменений в структуре денежных до- ходов населения в 2014–2016 гг. стал рост доли поступлений от социальных выплат. В 2014 г. на них пришлось 18%, в 2015 г. — 18,3%, а в 2016 г. — уже 19,1% денежных доходов населения. Во II квартале 2016 г., по уточненным данным Росстата, доля социальных выплат достигла 19,8%, обновив исторический максимум по этому показателю. В зоне минимальных значений на протяжении всего этого периода находятся доли доходов от предпринимательской деятельности и доходов от собственности. Одной из ключевых особенностей сокращения доходов в 2016 г. стало снижение незарплатных поступлений в средне- и высокодоходных группах населения.

Решающим фактором снижения уровня жизни в период 2014–2016 гг. стала потребительская инфляция. В совокупности за прошедшие 26 месяцев экономического спада — с ноября 2014 г. по декабрь 2016 г. — прирост потребительских цен составил 23,7%, увеличение цен на продовольственные товары достигло 25,5%, на непродовольственные товары — 24,6%, на услуги — 19,6%. С конца 2014 г. среди товаров и услуг из набора базовых потребностей наиболее серьезные изменения произошли в отношении цен на продовольственные товары и медикаменты. В начале этого периода по двум указанным категориям наблюдались максимальные темпы инфляции (20–25% по отношению к уровню цен 2013 г.), и именно это стало одним из определяющих факторов для роста бедности в 2015 г. Однако к концу 2016 г. медикаменты и продовольственные товары перешли в группу с минимальными темпами роста цен (менее 5% к уровню 2015 г.), уступив ЖКУ (5–8%), а также одежде и обуви (8–12%).

Начавшееся тогда же, в ноябре 2014 г., сокращение реальной заработной платы замедлилось с середины I квартала 2016 г.: с февраля по июль прошедшего года темпы изменений этой компоненты доходов колебались вокруг нулевой отметки, а уже с конца лета в динамике заработной платы наметилась тенденция к росту.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Статьи
28 мая 2021
Экономика совместного потребления как точка роста

Появившись около десяти лет назад в виде одной из финансовых теорий, сегодня новая экономическая бизнес- модель стремительно набирает обороты в России. Она привлекает внимание не только своей эффективностью, но и потенциальными возможностями для решения экологических проблем и обеспечения устойчивого развития.


Экспертное мнение
29 декабря 2022
Сглаживание швов при переходе к цифровой реальности в логистике

Цифровизация остается ключевым трендом для экономического развития территорий, в области грузоперевозок данный вопрос стоит особенно остро ввиду наличия значительно количество требований со стороны грузоотправителей и государства. Переход к платформенным решениям, использование передовых технологий при погрузке и транспортировке снимает большинство проблем, но следует не забывать и о других «швах» требующих внимания заинтересованных сторон.


Экспертное мнение
29 декабря 2022
Точка бифуркации для Евразии

Евразийский континент обладает значительными конкурентными преимуществами. В условиях глобальной нестабильности и роста значимости региональных интеграционных объединений от действий ЕАЭС, ШОС и других подобных организаций зависит успешность и социальное благополучие евразийских стран. Настал момент качественно пересмотра вопросов интеграции и выстраивание нового экономического порядка в рамках Большого Евразийского партнерства.


Исследования
8 января 2017
Исследование предпочтений онлайн-покупателей в 2017 году

Достижения в области технологий, логистики, платежей и доверия — в сочетании с увеличением доступа к Интернету и мобильному доступу и потребительского спроса для удобства — создали глобальную онлайн-торговую арену на сумму 1,9 триллиона долларов США, где миллионы потребителей больше не ходят по магазинам, а буквально покупают — в каждый момент и всюду.
Розничные торговцы должны быть более осведомленными и отзывчивыми, чем когда-либо, когда и где их потенциальные клиенты принимают решения на протяжении всего своего «путешествия всегда».