Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Точка бифуркации для Евразии

Экспертное мнение
29 декабря 2022
Точка бифуркации для Евразии
Дата выхода
29.12.2022
Авторы
Дорофеева Людмила

Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ВЭФ-2022 «Большое Евразийское партнерство: пути экономического развития».

Автор: Дорофеева Людмила Владимировна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт проблем региональной экономики Российской академии наук

Стоит отметить, Мир проходит испытание не впервые. Выбор между глобальными и региональными проектами всегда проходил в достаточно неспокойных условиях требующих принятия быстрых и эффективных решений. Похожую ситуацию мы наблюдаем и сегодня, привыкнув к глобальному мироустройству отдельные страны и международные институты неохотно адаптируются к новой реальности. Наиболее важным остается вопрос актуальности и жизнеспособности ряда международных объединений.

В рамках сессии «Большое Евразийское партнерство: пути экономического развития», спикеры попробовали сформулировать основные требования к интеграционным объединениям и определить перспективы их развития.

Регионализация как ключевой тренд обсуждается на международных экспертных площадках уже несколько лет, а после локдаунов вызванных пандемией коронавируса, данная тема перешла в разряд топовых. Открытой остается дискуссия насколько сложившиеся региональные международные организации будут отвечать современным вызовам и смогут ли союзы устоять под внешнем давлением. Безусловно отмечая снижение роли международных институтов будь то ООН или ВТО, мы наблюдаем рост спроса на интеграцию в рамках региональных союзов, например таких как ШОС и ЕАЭС.

При том что евразийское пространство концентрирует большую часть населения и полезных ископаемых мира, цели и методы их реализации значительно отличаются. В этом смысле долгое время практически параллельно развилась сразу несколько интеграционных проектов, при стабильной работе мировой экономической системы подобный подход был приемлем, но в условиях роста нестабильности требуется изменение сложившейся ситуации.

Для России приоритетом остается развитие ЕАЭС, объединение демонстрирует потенциал совместной хозяйственной деятельности и прогресс большинства экономических показателей про прошествии сложного первого полугодия 2022. Однако в работе данного объединения остаются острые моменты связанные с согласованием экономических целей участников и гармонизацией нормативно-правового регулирования. Скорость изменения растет настолько быстро, что медленное продвижение к бесшовной среде уже недостаточно для эффективной работы.

Требуется пересмотр фундаментальных идей в первую очередь логистических. Большинство транспортных коридоров предполагало активную торговлю с ЕС и было построено на создании внутри Евразийского пространства транзитных мощностей. Европа все также остается значительным рынком сбыта товаров производимых в Евразии, однако уже сейчас становится понятна потребность формирования внутренней среды континента.

В этом смысле развитие Большого Евразийского партнерства, собравшего в себя все уже развивающиеся интеграционные проекты на континенте, может сделать его участников лидерами социально-экономического развития на новом технологическом укладе. В основе такого партнерства может лежат сопряжённость целей и общего понимания относительно способов их достижения. Основой таких процессов является формирование суверенитетов:

1. Военно-политического — для принятия суверенных решений и самостоятельного определения партнеров, целей развития и инструментов их реализации.

2. Экономического — в первую очередь выстраивание независимой финансовой системы, включающей расчеты в национальных валютах, собственные биржи и производные финансовые инструменты. Организация единого регуляторного пространства и бесшовного транзита товаров. Согласования правил ведения бизнеса и используемых бизнес-моделей. В отличии от глобального мира с едиными цифровыми решениями (типа системы SWIFT) региональные объединения вынуждены будут искать способы согласования национальных финансовых продуктов, что станет серьезным вызовом.

3. Технологического — формирование технологического лидерства в рамках нового экономического уклада. Технологический обмен внутри интеграционного объединения с выстраивание сопряжённых моделей в образовании, науке, производстве. Открытый обмен технологиями и ресурсами для гармоничного развития континента. Технологический суверенитет будет в конечном счете определять государственный суверенитет.

На первый план безусловно выходят задачи внутриинтеграционного развития. Обсуждая действующие и новые интеграционные проекты ранее акценты всегда делались в сторону поиска преимуществ в работе с внешними рынками. Изменение геополитических раскладов требует пересмотра таких подходов. Уже сейчас растет объем торговли в национальных валютах, для полного перехода требуется преодолеть ряд узких мест, в частности некоторые страны не обладают достаточным количеством рублей, банки готовы решить этот вопрос, но тут требуются государственные гарантии. Большинство стран Евразии долгое время развивались в рамках колониальных моделей предполагающих сверхэксплуатацию ресурсов без достаточных вложений в развития территории. Это создает дополнительные барьеры в развитии единого пространства.

Задачей первого этапа создания Большого Евразийского партнерства может стать вложение в промышленное и гуманитарное развитие азиатских стран относящихся к так называемому третьему миру. Россия уже имеет подобный опыт в рамках советской модели, что может дать преимущество и лидерство в данном процессе. Формируя новое качество жизни на территории Евразии создается и крупнейший потребительский рынок. Вторым этапом будет повсеместное повышения качества образования населения и квалификации кадров, что приведет к росту инноваций в производственной и научной сфере. Выстраивание гармоничного пространства на всей территории Евразии позволит всем странам получить выгоду от сотрудничества и создать новый уровень безопасности на континенте. Как сказал Кирилл Барский, Исполняющий обязанности заведующего кафедрой дипломатии, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России): «Мы сейчас имеем уникальный шанс: обеспечить самодостаточное развитие нашего евразийского мира. Изменить, и не только региональную, но и глобальную, политическую и экономическую архитектуру, стать гарантом стабильности и процветания государств нашего региона».


Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
26 марта 2018
Предложения к миграционной стратегии России до 2035 г.
По заказу Центра Стратегических Разработок подготовлен доклад под названием «Предложения к миграционной стратегии России до 2035 года». Период после распада СССР стал серьезным испытанием для России с политической, социально-экономической, демографической, и с миграционной точек зрения. Неблагоприятные демографические тенденции, убыль и старение населения были отчасти компенсированы притоком международных мигрантов, как временных, так и постоянных, из других бывших союзных республик. Однако многочисленные упущения в этой сфере привели к тому, что миграционная привлекательность России снизилась, а поток приезжих стал причиной напряженности в обществе и орудием внутриполитической борьбы.
Экспертное мнение
3 июня 2019
Школа vs жизнь

Как получить максимум от школьного образования.


Статьи
10 июля 2019
Виталий Мильке о развитии технологий искусственного интеллекта в России: нужно поставить задачу и дойти до конца

Как работает предобученная нейронная сеть? Как бизнес в России относится к искусственному интеллекту? Кто в мире лидирует по генерации данных и как искусственный интеллект может помочь в развитии Арктики? Об этом и многом другом в интервью Виталия Мильке специально для портала Росконгресс.


Исследования
1 декабря 2016
Цели устойчивого развития ООН и Россия

В Докладе рассмотрены приоритетные для жителей любой страны вопросы: рост благосостояния и уровня занятости, борьба с бедностью, повышение образовательного уровня, улучшение здоровья, совершенствование институциональных условий развития экономики. Доклад базируется на впервые проведенном для России комплексном анализе и адаптации Целей устойчивого развития ООН, принятых для мира и всех стран на 2016‑2030 годы.