Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Система образования для коренных народов Арктики в современном мире

Экспертное мнение
26 ноября 2021
Система образования для коренных народов Арктики в современном мире
Дата выхода
26.11.2021

Саммари сессии «Образование и занятость среди коренных народов Арктики» в рамках конференции по привлечению кадров в Арктику, состоявшейся в 15-16 ноября 2021 г. в Архангельске.

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Трансформации современной действительности влекут необходимость изменений в системе образования и подготовки кадров среди коренных народов Севера

«Сейчас, мы видим, происходят огромные трансформации в жизни наших народов. <...> Арктика вовлекается в глобальную экономику мира с учетом всех, в том числе, может быть, негативных аспектов. И мы сейчас говорим о сложной реальности, перед которой стоят оленеводы и кочевые народы. Все глобальные изменения еще больше нависают над всеми теми проблемами, с которыми мы сталкиваемся в каждодневной жизни», — генеральный секретарь Ассоциации «Оленеводы мира»; исполнительный директор Международного центра оленеводства в Каутокейно Королевства Норвегия Андерс Оскал.

«В условиях пандемии COVID-19 хотя и возникло большое количество трудностей во всем мире в различных сферах жизни, однако открываются и новые возможности по общению людей и создаются возможности для того, чтобы преодолеть пробелы и навести мосты во взаимодействии между исследователями и учеными сообществами в сфере образования», — старший преподаватель по саамским исследованиям Университета Умео Анна-Лилл Другге.

Все большую значимость приобретают вопросы, которые заставляют опасаться за сохранение системы передачи традиционных знаний от носителей — молодому поколению

«На сегодня, к сожалению, стоит угроза того, что носителей традиционных знаний осталось мало, и мы можем завтра оказаться в ситуации, когда вообще можем потерять эти традиционные знания, и они останутся только лишь в архивах, музеях. <...> Еще, может быть, их будут знать ученые», — научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук (ИГИ и ПМНС СО РАН) Вячеслав Шадрин.

ПРОБЛЕМЫ

Языки коренных малочисленных народов Арктики находятся на грани исчезновения. При этом в системе образования нет единого подхода обучению традиционным знаниям коренных народов

«Если посмотреть на норвежскую историю, надо признать — годы колонизации и ассимиляции трансформировали народ саамов, это повлияло на их язык, культуру, религию. С 1850 года до 1990-х годов проводилась политика ассимиляции, и мы знаем, язык вообще исчез в ряде регионов, диалект перестал существовать. <...> Сейчас не хватает преподавателей языка [саами]», — профессор в области исследований коренных народов Центра саамских исследований Арктического университета Торджер А. Олсен.

«На сегодняшний момент, к сожалению, у нас нет обучения на родных языках. Практически ни на одном уровне, даже начиная с детского сада и начальных школ», — научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук (ИГИ и ПМНС СО РАН) Вячеслав Шадрин.

«В абсолютном большинстве наших школ, которые, казалось бы, являются школами народов Севера, система передачи традиционных знаний, к сожалению, не поставлена на системную основу. У нас практически не продумана система образования. И система носителей знаний находится в параллельной ситуации», — научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук (ИГИ и ПМНС СО РАН) Вячеслав Шадрин.

Стереотипное отношение к тому, по какой траектории должны развиваться молодые представители коренных народов. Проблема выбора между традиционной деятельностью и современными профессиями

«Нынешний рынок и образование должны стать более справедливыми по отношению к знаниям коренных народов, их экономике и продукции. Тут речь идет именно о равных возможностях, когда у каждого гражданина любой страны должен быть выбор, чем он хочет заниматься. Коренные жители могут работать в промышленности, если они хотят, либо они могут быть охотниками, пастухами, оленеводами или профессорами в любой науке», — профессор-исследователь Арктического центра Университета Лапландии Флориан Штаммлер.

«Это очень важно, поскольку это такой выход для коренных народов — применить свои знания, свои таланты именно у себя, но при этом зарабатывать», — доценту кафедры этнокультурологии Института народов Севера, заместителю директора по связям с регионами и международному сотрудничеству Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена София Ундру.

«Уровень признания коренных народов очень высок в Норвегии, но это все в документации. <...> это все должно демонстрироваться практическими действиями на уровне образовательных программ в конкретных школах. И здесь еще очень многое нужно сделать. Мы, университеты, должны играть ведущую роль в этом», — профессор в области исследований коренных народов Центра саамских исследований Арктического университета Торджер А. Олсен.

РЕШЕНИЯ

Большее участие государства и профильных ведомств в сфере модернизации образования коренных народов северных территорий

«Мы бы хотели видеть больше усилий со стороны государства по реформированию системы подготовки кадров коренных народов. Мы бы хотели больше неформального подхода, чтобы ведомства и структуры, принимающие участие в жизни сообщества коренных народов, ответственные за образование коренных народов, больше прислушивались к мнению самих народов и понимали те нужды, которые сейчас диктует время. Cейчас необходимо совершенствовать программы подготовки кадров, необходимо ориентировать и интегрировать современные специальности», — вице-президент Ассоциации по вопросам образования, родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и проектной деятельности Нина Вейсалова.

«Наша задача — сотрудничая вместе с другими странами Арктического совета, подготовить такие рекомендации, которые бы позволили внести изменения, совершенствовать систему образования и создать системный подход в области подготовки кадров», — заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия), специальный представитель Российского председательства в Арктическом Совете по вопросам коренных народов и сотрудничества по линии регионов Михаил Погодаев.

Поощрение молодых специалистов из числа коренных народов, достигших успеха, уважение их права выбора и, в том числе, права заниматься прибыльным делом

«В современных условиях коренные народы рассматривают для себя различные сферы занятости, <...> в научной работе. <...> В этом году Международная ассоциация социальных исследователей Арктики учредила специальную премию для молодых ученых из числа коренных народов имени Виктории Петрашевой. И в этом году впервые она была присуждена ненке Розе Лаптандер. Но не только наука привлекает сегодня молодых людей: многих привлекает и практическая деятельность, и специальные знания могут им помочь найти себя как в работе по найму, так и в предпринимательстве или в общественных организациях», — ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук (ИЭА РАН) Наталья Новикова.

«С учетом именно традиционности, ориентированной на сохранение видов традиционной хозяйственной деятельности, мы сейчас должны думать о том, что [надо] давать право любому человеку на выбор его пути, выбор его современной профессии», — вице-президент Ассоциации по вопросам образования, родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и проектной деятельности Нина Вейсалова.

Другие аналитические материалы по арктической повестке смотрите в Информационно-аналитической системе Росконгресс roscongress.org/knowledge/arktika/materials/.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
16 мая 2017
Беднее своих родителей? Стагнация доходов жителей развитых стран

Реальные доходы более чем двух третей домашних хозяйств в 25 развитых странах мира в 2005–2014 гг. либо остались на прежнем уровне, либо уменьшились. Если не противостоять этому феномену, его социально-экономические последствия могут оказаться разрушительными.

Исследования
1 февраля 2018
Отчет по глобальному человеческому капиталу 2017

Наш мир очень богат на людские таланты. При этом, к сожалению, далеко не все из них могут быть реализованы. Это порождает очень существенные социальные проблемы, с которыми необходимо бороться. Отчет по глобальному человеческому капиталу 2017 охватывает 130 стран и представляет их рейтинг по развитости человеческого капитала, где каждой стране присваиваются баллы от 0 до 100.