Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Северный морской путь: история, регионы, проекты, флот и топливообеспечение

Исследования
30 сентября 2020

Коллектив рабочей группы «Энергия Арктики» Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО представляет третий том серии исследований «Энергия Арктики», посвященный развитию Северного морского пути (СМП), логистике и флоту. В исследовании отмечены основные изменения, произошедшие в транспортной инфраструктуре российской Арктики, в том числе в привязке к экологической повестке, предусматривающей ужесточение международных требований к выбросам от судоходства.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

В последние годы в транспортной инфраструктуре российской Арктики происходят значимые изменения. Рост промышленного производства приводит к быстрой трансформации и усложнению логистических схем.

Для вывоза СПГ строятся терминалы в Мурманске и на Камчатке, для вывоза угля планируется терминал в Индиге. Влияние на объемы перевозок окажет развитие железнодорожных проектов, таких как «Северный широтный ход» и «Белкомур».

Для обеспечения промышленного развития в Арктике строится верфь для строительства оснований гравитационного типа для проектов производства СПГ. После реализации проектов по производству СПГ верфь может применяться для производства ОГТ для прочих проектов, в т. ч. шельфовых.

Инновационные плавучие решения реализованы для ПАТЭС «Академик Ломоносов», и плавучие электростанции на СПГ рассматриваются для энергоснабжения новых горных проектов на Чукотке.

В соответствии с Указом Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» установлен целевой показатель грузопотока по СМП не менее 80 млн тонн. В настоящее время в районе СМП и в арктических портах, у судоходных компаний отсутствуют необходимые активы и достаточная инфраструктура для обеспечения производства и вывоза заявленных объемов грузов. Фактически происходит развитие проектов с нуля, включая обустройство месторождений, строительство причалов и портов, создание необходимого флота для вывоза продукции, портового флота и, в отдельных случаях, ледоколов.

Видео: https://roscongress.org/sessions/iaf-2019-razvitie-infrastruktury-severnykh-portov/search/#00:26:58.432

На долгосрочную устойчивость проектов будут оказывать влияние не только конъюнктура на глобальных рынках, но и мировое экологическое и климатическое регулирование. А для Арктики, как для наиболее уязвимого региона, экологические требования наиболее жесткие.

Активное экологическое регулирование в последние годы ведется для судовых топлив. С 2020 года ужесточаются международные требования к выбросам от судоходства. По мнению авторов исследования, данная тенденция сохранится и в дальнейшем.

В связи с тем, что Международная морская организация (ИМО, IMO) активно продвигает идею запрета на использование флотского мазута (HFO) в полярных водах, ошибка в стратегическом выборе топлива для новых судов может обернуться многомиллиардными потерями или вообще привести к тому, что проекты будут закрыты с инвестиционными потерями для их инициаторов. В зоне рисков находятся танкеры по перевозке нефти, угля, флот «Норильского никеля», транзит и флот для планируемых промышленных проектов в Арктике.

Судовладельцы и операторы флота в российской Арктике стоят перед достаточно сложным стратегическим выбором. Использование дистиллятных топлив приведет к немедленному росту операционных затрат, а установка скруббера может оказаться неправильной инвестицией при введении запрета использования остаточных топлив в Арктике — инвестиции в оборудование не успеют окупиться. Еще большие риски у судовладельцев при строительстве новых судов, требующих высоких капитальных вложений.

Видео: https://roscongress.org/sessions/iaf-2019-transportnaya-vzaimosvyaz-arktika-dalniy-vostok-sibir-ural/search/#00:44:32.383

В условиях неопределенности по срокам введения жестких экологических требований для арктического судоходства, определение вектора развития судостроения и переоборудования (модернизации) флота является стратегическим решением, определяющим на ближайшие 40 лет развитие не только судостроительной отрасли России, но и промышленной стратегии в российской Арктике.

Выбор направления развития арктического флота России повлияет на успешность реализации российской промышленной стратегии в Арктике, определит, насколько эффективными и экологически безопасными будут крупные российские добывающие и транспортные (например, транзит по СМП) проекты. Россия может выступить с инициативой запрета на использование любых нефтяных топлив в Арктике, и это не только создаст дополнительные доходы от продажи СПГ на внутреннем рынке, но и станет стимулом для строительства сотен судов на российских верфях и инструментом для влияния на судоходство в Арктике.

Видео: https://roscongress.org/sessions/eef-2019-shelf-rossii-nuzhno-li-ego-osvaivat-/search/#00:34:33.344

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Арктика, Окружающая среда, Транзитный потенциал и Судостроение, посвященных развитию перспективных направлений освоения Арктики, в том числе ее транспортно-логистической инфраструктуры.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
26 ноября 2021
Подготовка нового поколения исследователей Арктики

Саммари сессии «Подготовка нового поколения исследователей Арктики» в рамках конференции по привлечению кадров в Арктику, состоявшейся в 15-16 ноября 2021 г. в Архангельске.


Исследования
25 декабря 2019
Заявление ВМО о состоянии глобального климата в 2018 году

В исследовании, подготовленном Всемирной метеорологической организацией, проведена оценка текущего состояния климата, а также осуществлён анализ климатических рисков и связанных с ними последствий.

Статьи
3 июня 2019
Резервы китайской экономики внушают оптимизм

В 2018 году лидер КНР Си Цзиньпин принял приглашение Владимира Путина посетить Восточный экономический форум, в 2019 году — ПМЭФ. Укрепление отношений между Россией и Китаем особенно важно, учитывая масштабы их экономик и геополитический вес. Последние три десятилетия экономический рост Китая стал объектом первоочередного внимания. Любое снижение скорости эксперты склонны трактовать крайне драматически. Но китайские реалии вполне подходят под определение «аршином общим не измерить». Невозможно стандартизировать оценки страны с населением в 1,4 млрд человек, которая живет в другом историческом измерении и которая за 30 лет совершила прорыв в индустриальные и технологические лидеры.