Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

«Никогда Дальний Восток не получал столько денег». Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов о планах по развитию региона в ближайшие годы

Экспертное мнение
29 августа 2019
«Никогда Дальний Восток не получал столько денег». Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов о планах по развитию региона в ближайшие годы
Дата выхода
29.08.2019
Авторы
Козлов Александр
Какие основные достижения на Дальнем Востоке в экономической и социальной сферах можно отметить за последние пять лет?

Старт нового этапа развития Дальнего Востока состоялся, процесс набирает скорость. Сформирована нормативная база. Принято 42 федеральных закона и 191 постановление правительства РФ — буквально в конце июля Президент РФ подписал закон, позволяющий включить в границы ТОР акватории водных объектов. Это расширяет возможности ведения бизнеса на Дальнем Востоке.

Во многом благодаря новой современной нормативной базе темпы роста промышленного производства в макрорегионе сегодня в три раза превышают среднероссийские, на Дальний Восток приходится треть всех прямых иностранных инвестиций, пришедших в Россию в последние годы. Сегодня регион в прямом смысле открыт для инвесторов. Граждане 19 стран могут получить визу бесплатно, по упрощенной схеме. С августа 2017 года более 86 тыс. иностранцев посетило дальневосточные территории по электронной визе.

В целом же у нас в разной степени реализации находится более 1700 инвестиционных проектов, 237 новых предприятий уже работает, создано 37 тыс. рабочих мест. И эти цифры меняются ежедневно.

В ДФО стартовали крупнейшие стройки страны. В Амурской области это газоперерабатывающий завод с проектной мощностью 42 млрд кубометров газа в год. В Приморском крае — судоверфь «Звезда», которая будет выпускать крупнотоннажные суда ледового класса, в Якутии — ГОК «Денисовский» и ГОК «Инаглинский». На Чукотке — разработка крупного золотомедного месторождения Песчанка Баимской рудной зоны.

Все это стало реальным благодаря уникальным преференциальным режимам: территориям опережающего развития, Свободному порту Владивосток, инфраструктурной и административной поддержке. Бизнесмены увидели Дальний Восток, поняли, что здесь можно реализовывать серьезные проекты.

Что из этого можно отнести к заслугам новой команды?

Мы не стремимся как-то разделить, провести черту. Продолжаем заниматься подъемом Дальнего Востока. Президент РФ поставил не кратковременную задачу, дел в регионе много. Минвостокразвития во главе с моим предшественником, Александром Галушкой, проделали огромную работу, это можно сравнить с трудом первопроходцев.

И все же я бы хотел упомянуть вот о чем. Нам удалось разрешить ситуацию с доступностью льготных авиабилетов для дальневосточников. Мы заступили именно в тот момент, когда они закончились всего за две недели. Почему так произошло? Потому что финансирование сокращалось три года подряд, но мы добились перелома ситуации. В 2019 году для субсидирования магистральных авиаперевозок на Дальний Восток выделено в два раза больше средств из федерального бюджета, чем в 2018-м. Это 8,2 млрд рублей. За счет этого будет перевезено больше 1 млн пассажиров! (В прошлом году — 600 тыс.) И, что очень важно, программа стала круглогодичной, также увеличен до 134 перечень маршрутов.

Еще хочу добавить несколько слов о реализации программы социального обустройства новых центров экономического роста — мы ее называем «Единая субсидия». Активная фаза началась как раз тогда, когда я заступил на пост министра. Суть программы — помочь дальневосточным регионам там, где им самим сложно справиться.

Например, в городе Свободном Амурской области, где строится крупнейший в России газоперерабатывающий завод, огромная проблема с чистой водой. Поэтому средства из федерального бюджета в рамках «Единой субсидии» выделены в том числе на строительство системы водоснабжения и инженерные сети. В Приморском крае большой процент изношенности медицинского оборудования, поэтому федеральные деньги идут на модернизацию техники в больницах и поликлиниках. В Бурятии, в Улан-Удэ,
в последний раз трамвайные вагоны закупались в 1996 году, поэтому запланировано приобретение сразу 15 трамваев. В поселке Чегдомын Хабаровского края люди годами ждали, когда будет достроен плавательный бассейн. И вот благодаря «Единой субсидии» в марте 2019 года его сдали в эксплуатацию.

Еще никогда наши регионы не получали столько федеральных денег для строительства и ремонта социальных объектов. Знаете, всего пять лет назад в государственной программе «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», не учитывая магистральные проекты, на социальные объекты было заложено 0 рублей 0 копеек! А сегодня трехлетний бюджет (2019–2021 годы) перевалил за 184 млрд руб.! Никогда Дальний Восток не получал столько денег.

Ключевая задача — обеспечить темпы роста качества жизни на Дальнем Востоке выше среднероссийских. Только так мы сможем догнать центральные регионы России. Люди ждут от нас результатов.

Приморский океанариум на острове Русский открылся в 2016 году



В конце 2018 года к Дальневосточному федеральному округу присоединились Республика Бурятия и Забайкальский край. Как идет интеграция этих регионов?

Здесь речь идет, безусловно, не о географических изменениях, а о получении дальневосточных преференций. Режимов территорий опережающего развития, Свободного порта Владивосток. Возможности бесплатно взять землю по программе «Дальневосточный гектар», строительстве и модернизации социальной инфраструктуры, которой также катастрофически не хватает в этих регионах.

На мой взгляд, процесс интеграции Забайкальского края и Республики Бурятия в Дальневосточный федеральный округ идет уверенно. Созданы ТОР «Бурятия» и ТОР «Забайкалье». На два региона до 2022 года выделяется 16,14 млрд рублей. из федерального бюджета на строительство, капитальный ремонт, модернизацию социальной инфраструктуры: школ, детских садов, больниц, дорог. Стройки начинаются уже в этом году.

С 1 августа в Забайкальском крае и Республике Бурятия началась реализация программы «Дальневосточный гектар». Сначала землю смогут получить только жители этих регионов, с 1 февраля 2020 года — все дальневосточники, а с 1 августа 2020 года — все россияне.

На ВЭФ-2019 большое внимание будет уделено социальному направлению — повышению качества жизни на Дальнем Востоке. Сформированы национальные проекты. Учитывают ли они все потребности дальневосточных регионов?

Ключевая задача — обеспечить темпы роста качества жизни на Дальнем Востоке выше среднероссийских. Только так мы сможем догнать центральные регионы России. Люди ждут от нас результатов.

Проблемы в социальной сфере копились десятилетиями, их столько, что сложно сразу выделить огромную сумму из федерального бюджета. Мы подсчитали, что Дальнему Востоку надо дополнительно построить 112 детских садов, 891 фельдшерско-акушерский пункт. Капитально отремонтировать 480 школ, 388 объектов культуры, 1205 медицинских организаций. Дальнему Востоку нужно больше 1 тыс. машин скорой помощи и 13 тыс. единиц нового медицинского оборудования.

Мы подсчитали также, что региону не хватает 4329 врачей и участковых. Конечно, мы добиваемся и будем добиваться дополнительного финансирования для региона. Дальневосточники должны почувствовать реальные улучшения во всех сферах, а для этого мы должны двигаться быстрее, чем другие регионы. Такую задачу поставил Президент страны Владимир Путин.

От развития заполярных территорий страны во многом зависит благосостояние не только Дальнего Востока и Арктики, но и всей страны

К 2024 году грузопоток по Северному морскому пути должен быть увеличен до 80 млн тонн в год



Проблем на Дальнем Востоке действительно хватает, тот же миграционный отток не удалось пока остановить.

Работа идет. Вот два примера инициатив, которые уже реализуются. Юрий Петрович Трутнев лично об этом докладывал Президенту страны, после чего было дано поручение их разработать и внедрить. Первое — семьи, где рождается первенец, теперь будут получать единовременные выплаты в размере двукратной величины прожиточного минимума в регионе. При рождении второго ребенка — региональный материнский капитал в размере 135,9 тыс. рублей. Рассчитываем, что в этом году единовременные выплаты будут предоставлены при рождении не менее 34 тыс. первенцев. Еще не менее 35 тыс. семей получат материнский капитал за второго ребенка.

Второе — принята пониженная ставка ипотечного кредита для семей, у которых родился второй и последующие дети. Ипотека 5% — только на Дальнем Востоке. Ожидаем, что ежегодно этой помощью смогут воспользоваться 9800 семей. Но мы идем еще дальше — разработали механизм, который позволит дальневосточникам взять ипотеку под 2%! Предполагается, что первыми пользователями «дальневосточной ипотеки» станут участники программы «Дальневосточный гектар», которые взяли землю под ИжС, и молодые семьи, в которых возраст одного из супругов не достиг 35 лет. Максимальный размер займа составит 5 млн рублей.

В начале 2019 года в ведение Минвостокразвития была передана Арктическая зона России. Это поможет или усложнит реализацию обозначенных целей?

Ни в коем случае не усложнит. Более того, развитие Дальнего Востока и российской Арктики тесно связано. В Арктическую зону входит и Чукотка, и часть Якутии. От развития заполярных территорий страны во многом зависит благосостояние не только Дальнего Востока и Арктики, но и всей страны.

Мы вынесли на общественное обсуждение базовый вариант преференций для инвестиционных проектов. И уже плотно работаем по такому плану с крупнейшим инвестором российской Арктики — компанией НОВАТЭК. Она строит СПГ-терминалы в этом регионе и создает еще один на Камчатке в бухте Бечевинская. Его расчетный объем перевалки — 21,7 млн тонн СПГ в год. Объем инвестиций — 69,7 млрд рублей.

НОВАТЭК создает свои морские перегрузочные комплексы сжиженного природного газа с расчетом на развитие Северного морского пути — кратчайшего расстояния по морю из Европы в Азию. Вместе с «Росатомом» и Минтрансом мы планируем синхронизировать сроки строительства ледоколов, грузовых судов, аварийно-спасательного флота, портовой инфраструктуры со сроками реализации инвестиционных проектов. Ясно, что необходимая инфраструктура должна появиться раньше, чем запустятся новые производства. Только так можно добиться решения задачи, поставленной Президентом страны, — увеличить грузопоток по Северному морскому пути до 80 млн тонн к 2024 году.

Сумма подписанных соглашений на ВЭФ постоянно растет. В 2017 году их было заключено на 2,5 трлн рублей, в 2018 — на 3,1 трлн рублей. По вашим оценкам, удастся ли на ВЭФ-2019 превзойти прошлогодний результат?

Да, объемы подписанных на Восточном экономическом форуме соглашений растут год от года, это факт. Я бы воздержался от анонсирования каких-то сделок, в том числе из-за коммерческой тайны. От юбилейного ВЭФ мы ждем не меньших результатов. Уверен, он их покажет.

Соглашения должны превращаться в реальные проекты. Отметьте наиболее знаковые из них.

Именно на ВЭФ были подписаны знаковые для Дальнего Востока соглашения о строительстве Амурского газоперерабатывающего завода, ГОКа на базе Наталкинского золоторудного месторождения. Успешно реализует свои проекты в Приморском крае агропромышленный холдинг «Мерси трейд», соглашение с которым подписано на первом ВЭФ. В Хабаровске идет строительство нового терминала аэропорта, в проекте участвует японская корпорация Sojitz. В прошлом году на ВЭФ было подписано соглашение с компанией KAZ Minerals на разработку медно-порфирового месторождения Баимской рудной зоны, а также с компанией НОВАТЭК о строительстве терминала по перевалке и хранению сжиженного природного газа. Все эти проекты реализуются.

Как развивается программа Свободного порта? Каким еще городам Приморского края планируется предоставить подобный статус?

Для начала хочу подчеркнуть, что Свободный порт — это не только Приморский край. В него входит пять субъектов Дальнего Востока. Присвоить статус Свободного порта, как и решение о появлении или расширении территорий опережающего развития, можно только при инициативе инвесторов. Если бизнес готов реализовывать в конкретном месте проекты, которые принесут выгоду и инвестору, и региону, тогда преференциальный режим будет работать в этой точке. Сейчас у нас есть две заявки на распространение режима Свободного порта Владивосток: на территорию Благовещенска, столицы Амурской области, и Читы — Забайкальского края. Решение по ним будет принято в ближайшее время.

Бизнес вышел к нам с предложением пересмотреть систему налоговых льгот для резидентов ТОР и СПВ. Сейчас мы прорабатываем этот вопрос. Один из пунктов — сделать ставку на прибыль организаций 7% с момента реализации проекта. Вместо нынешнего 0% в течение пяти лет, а в дальнейшем — 12%. Суть в том, что в течение первых пяти лет многие предприятия только проектируются и строятся, а потом, когда запускаются, ставка налога уже достаточно высока. А при новой схеме пониженную ставку они будут платить постоянно. Плюс регионы сразу будут получать налоговые доходы. Те же резиденты, которые работают по теперешней схеме, смогут перейти на новую, если захотят.

Также мы прорабатываем вопрос по созданию в структуре Корпорации развития Дальнего Востока проектного института, который будет наделен полномочиями осуществлять государственную экспертизу проектно-сметной документации и подтверждения сметной стоимости объектов резидентов и инфраструктуры ТОР и СПВ. Что это даст? В первую очередь сокращение сроков и оптимизацию административных процедур. А это напрямую влияет на сроки реализации инвестиционных проектов наших резидентов.

Но мы идем еще дальше — разработали механизм, ко позволит дальневосточникам взять ипотеку под 2%! Предполагается, что первыми пользователями «дальневосточной ипотеки» станут участники программы «Дальневосточный гектар»

Около 83% заявлений на программу «Дальневосточный гектар» поступает от местных жителей


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
4 сентября 2022
Социально-экономическое развитие регионов Дальнего Востока России: состояние, ограничения и потенциал роста

В исследовании, подготовленном Восточным центром государственного планирования (ФАНУ «Востокгосплан»), представлены социально-экономические профили одиннадцати дальневосточных регионов Российской Федерации.


Экспертное мнение
22 августа 2022
От БАМа до мостов в Китай

Ключевой сложностью для разворота на Восток остается низкая транспортная связанность Дальнего Востока с европейской частью России и недостаток пропускных способностей Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей. Сейчас особенно остро стоит вопрос развития торгово-экономических отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Исследования
16 июля 2020
Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года
Обзор, подготовленный Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации, отражает достижения страны в экономической, социальной и экологической сферах по всем семнадцати Целям устойчивого развития. Цели были совместно определены в 2015 году странами — членами ООН, которые условились в первые пять лет представить добровольные обзоры.
Исследования
28 апреля 2017
Заключения участников по содержанию мероприятий Международного арктического форума «Арктика – территория диалога» 2017

По итогам Международного арктического форума «Арктика — территория диалога» 2017 группой участников был подготовлен инициативный документ, в котором содержание мероприятий Форума рассмотрено в контексте перспективных стратегических документов.