Эксперты Национального рейтингового агентства представляют исследование влияния пандемии коронавируса и введенных на ее фоне ограничений на экономику российских регионов. В материале приводятся показатели промышленного производства, рассматриваются доходы региональных бюджетов, ситуация на рынке труда и другие аспекты влияния пандемии на региональные экономики.
Пандемия COVID-19 и введенные на ее фоне ограничения оказали существенное неблагоприятное воздействие на экономику российских регионов. Промышленное производство в апреле 2020 г. значительно сократилось. Больше других пострадала Республика Тыва, где зафиксирован двукратный спад по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В большинстве регионов страны отмечается рост уровня безработицы по итогам первых четырех месяцев 2020 г.
Резкий спад региональных экономик в первой половине 2020 г. и выпадающие доходы региональных бюджетов, связанные с предоставлением льгот по налогам и аренде имущества, неизбежно приведут к существенному росту дефицитов бюджетов субъектов РФ. Основными способами покрытия дефицитов могут стать трансферты из федерального бюджета и увеличение долга. Регионам России будет выделено до 200 млрд рублей поддержки; кроме того, предусмотрена реструктуризация и смягчение требований по бюджетным и коммерческим кредитам. Это позволяет с высокой вероятностью прогнозировать в 2020 г. перелом тенденции к снижению госдолга регионов, сохранявшейся в 20172019 гг.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
В 10 регионах России промышленное производство в апреле 2020 г. сократилось более чем на 20% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, в половине этих регионов аналогичный спад был зафиксирован и по итогам мая. Падения удалось избежать регионам с большой долей добычи полезных ископаемых, пищевой промышленности и непрерывных производств. Однако отсутствие спада на текущий момент может быть отчасти объяснено инерционными факторами, и эти регионы также ожидает падение.
С 30 марта 2020 г. в России были объявлены «нерабочие» дни, впоследствии продленные до конца апреля и завершившиеся лишь в середине мая. Подобные меры стали одним из основных решений федерального уровня, направленных на борьбу с распространением коронавируса.
Для большинства регионов введение «нерабочих дней» и фактическая приостановка деятельности множества предприятий ожидаемо обернулись существенным спадом показателей экономической активности. В целом по России объем промышленного производства в апреле 2020 г. оказался на 6,6% ниже результата апреля 2019 г., в мае 2020 г. на 9,6% ниже результата мая 2019 г.
В 10 регионах России промышленное производство в апреле 2020 г. сократилось более чем на 20% по сравнению с соответствующим периодом 2019 г., во всех этих регионах падение продолжилось и в мае 2020 г. (при этом в пяти регионах майское снижение также составило более чем 20%). Лидером по спаду стала Республика Тыва, где промышленное производство в апреле 2020 г. снизилось в два раза, а в мае более чем на треть (относительно апреля и мая предыдущего года).
17 регионам России удалось не допустить сокращения производства как в апреле, так и в мае 2020 г. В тройку лидеров по росту промышленного производства в «нерабочие» дни входят такие регионы, как Кабардино-Балкария (+39,2% в апреле и +33,6% в мае), Тюменская область (+31,5% в апреле и +27,9% в мае) и Северная Осетия (+23,8% в апреле и +34,1% в мае). Устойчивость перечисленных регионов к кризису может объясняться структурой промышленности этих регионов и ролью предприятий, деятельность которых не приостанавливалась (пищевая промышленность, добыча и переработка природных ресурсов). Кроме того, отсутствие падения промышленного производства объясняется эффектом низкой базы (например, в Хакасии).
Рост уровня безработицы по итогам первых четырех месяцев 2020 г. зафиксирован в большинстве регионов страны. Несмотря на то, что общий прирост числа безработных пока не является значительным (+0,4 п. п. по стране в целом), ситуация с безработицей с высокой вероятностью может ухудшиться в течение года на фоне продолжения спада экономики и закрытия ряда предприятий.
Одним из ожидаемых последствий «коронавирусного» экономического кризиса является рост безработицы. Региональная статистика за январь апрель 2020 г. показывает, что безработных в большинстве регионов действительно становится больше: средний уровень безработицы за первые четыре месяца 2020 г. (среди которых присутствуют докризисные январь и март) вырос в 72 из 85 регионов. Это можно объяснить как присутствием большой доли отраслей промышленности, менее затронутых «коронакризисом», так и инерцией в подготовке отчетности и регистрации безработных.
Общий прирост безработицы в России составил 0,4 процентного пункта. В отдельных регионах зафиксировано как незначительное (не более 0,6 п. п.) снижение, так и ощутимый (до 3,1 п. п.) прирост уровня безработицы. В крупнейших регионах прирост безработицы пока является достаточно умеренным: в Москве и Подмосковье безработица выросла на 0,3 п. п., в Санкт-Петербурге также на 0,3 п. п. В лидерах по росту уровня безработицы республики Северного Кавказа (Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Дагестан), для которых и до кризиса была характерна напряженная ситуация на рынке труда. Рост числа безработных в СКФО может повысить социальную напряженность и потребовать от федерального центра дополнительных трансфертов в бюджеты северокавказских регионов.
Борьба с последствиями пандемии может ощутимо повысить нагрузку на региональные бюджеты, что чревато ростом дефицита, госдолга субъектов и спроса на трансферты из федерального бюджета, которые станут основным способом покрытия дефицитов.
Дефицит бюджетов регионов России в 2020 г. составит около 200-300 млрд рублей, или 2,5-3,5% от их общих доходов. При этом рост и объем дефицита будут сильно отличаться от региона к региону. Так, в Екатеринбурге объем дефицита бюджета в 2020 г. может увеличиться почти вдвое до 3,4 млрд рублей, или до 15,4% от объема городских доходов. Дефицит бюджета Санкт-Петербурга в этот период может увеличиться на 6,6%, до 111 млрд рублей.
Основными способами покрытия дефицитов станут трансферты из федерального бюджета (в «Плане преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции», опубликованном Правительством РФ в начале июня, финансовая помощь регионам оценивается в 200 млрд рублей) и долговое финансирование (бюджетные и коммерческие кредиты).
Кризис 2014 г. привел к трехлетнему (20142016 гг.) периоду долговой «турбулентности» регионов, потребовавшей от федерального центра существенных усилий и нестандартных решений для вывода субъектов РФ из «красной зоны» долговой нагрузки. С учетом своего масштаба кризис 2020 г. может привести к еще более продолжительному периоду роста госдолга регионов, а от Минфина потребуются еще более эффективные решения по реструктуризации и ограничению региональных долгов.
В зоне особого риска в среднесрочной перспективе находятся регионы России с высокой долей в ВРП отраслей, наиболее пострадавших в условиях ограничений. В пяти российских регионах доля «замороженных» в условиях пандемии секторов экономики (туризма, общественного питания, спорта, досуга и развлечений) превышает 5% от ВРП при среднероссийском значении показателя в 2,4%. Все эти регионы расположены в южной части страны: Крым, Севастополь, Краснодарский край, Дагестан и Чеченская Республика. В таких регионах критически важным условием восстановления экономической активности является снятие ограничений на въезд туристов и деятельность предприятий сферы услуг и гостеприимства.
Такое решение представляется возможным в ближайшей перспективе для Кубани, Крыма и Севастополя, однако остается затруднительным для Дагестана и Чечни, где эпидемиологическая ситуация остается сложной. Сочетание таких неблагоприятных факторов (пролонгации ограничений в этих регионах, высокой доли пострадавших отраслей в ВРП и низкой самостоятельности региональных бюджетов) делает эти регионы критически зависимыми от федеральной поддержки в рамках реализации «Плана преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции».
Видео: https://roscongress.org/sessions/regionalnyy-byudzhet-potratit-nelzya-sekonomit/search/#00:09:27.551
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс COVID-19, СидимДомаЭкономика, Региональная политика и Бюджетное планирование, посвященных мерам реагирования на вспышку коронавируса, возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, а также поиску возможностей для экономического роста и повышения уровня жизни населения.