В аналитической записке Генерального секретаря ООН рассматриваются последствия COVID-19 для групп населения, которые уже находились в уязвимом положении до кризиса, таких как нелегальные мигранты, трудящиеся мигранты с нестабильными источниками средств к существованию или работающие в неформальном секторе экономики, а также люди, вынужденно меняющие место проживания из-за преследований, войн, стихийных бедствий и т. п. (перемещающиеся лица).
В материале особенно отмечается, что распространяющийся в настоящее время кризис служит напоминанием о важности решения проблемы мобильности людей безопасным и инклюзивным образом на благо народов и экономики, а также самих мигрантов и беженцев. Этот кризис дает возможность продумать концепцию мобильности людей в интересах большинства и в то же время выполнить главное обязательство в рамках Повестки дня на период до 2030 года обязательство никого не оставить без внимания. Необходимо опираться на признание той жизненно важной роли, которую играют люди, вынужденно меняющие место постоянного проживания, чтобы удвоить общие усилия в целях борьбы с дискриминацией в отношении таких людей; чтобы обеспечить для лиц, нуждающихся в защите, оперативный доступ к ней в сложных условиях, а также доступ к системам мобильности людей; чтобы укреплять глобальное управление миграцией и совместно нести ответственность за беженцев, что уже предусмотрено глобальными договорами о беженцах и о безопасной, легальной и упорядоченной миграции, а также соответствующими международными документами по правам человека и беженцам.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
Непропорциональное воздействие пандемии COVID-19 на перемещающихся лиц проявляется в форме трех взаимосвязанных кризисов, усугубляющих существующие факторы уязвимости.
Во-первых, это кризис в области здравоохранения, когда беженцы оказываются подверженными вирусу при отсутствии достаточных средств защиты. Помимо зачастую плохих или стесненных условий жизни или работы, многие перемещающиеся лица сталкиваются с препятствиями в доступе к медицинским услугам из-за юридических, языковых, культурных и иных барьеров.
Многие перемещающиеся лица также не имеют доступа к другим основным услугам, таким как водоснабжение и санитария или питание, а те, кто находится в нестабильных, подверженных стихийным бедствиям и конфликтам странах, сталкиваются с более высоким риском из-за слабости систем здравоохранения, что усугубляется ограничениями на поездки, препятствующими доставке жизненно необходимой гуманитарной помощи.
Во-вторых, это социально-экономический кризис, сказывающийся на перемещающихся лицах с нестабильными источниками средств к существованию, особенно тех, кто работает в неформальном секторе экономики, не имея никакого доступа к мерам социальной защиты или располагая лишь ограниченным доступом к ним. Этот кризис также усугубил и без того тяжелое положение женщин, которые подвергаются более высокому риску стать жертвами гендерного насилия.
В-третьих, это проблемы, связанные с закрытием границ и другими ограничениями на передвижение в целях сдерживания распространения COVID-19. Просители убежища могут оказаться не в состоянии пересечь международные границы в поисках защиты, а некоторые беженцы могут быть отправлены обратно и оказаться в опасности и подвергнуться преследованиям в стране своего происхождения. В других случаях мигранты могут быть принудительно возвращены в страны их происхождения с хрупкой системой здравоохранения, которая плохо подготовлена к их безопасному приему.
Кризис COVID-19 дает возможность продумать концепцию мобильности людей в интересах большинства и в то же время выполнить главное обязательство в рамках Повестки дня на период до 2030 года никого не оставить без внимания.
Для достижения этой цели в аналитической записке предлагаются четыре основных принципа, которыми следует руководствоваться в коллективных ответных действиях:
1) В долгосрочной перспективе исключение обходится дорого, в то время как инклюзивный подход выгоден для всех: исключение перемещающихся лиц это именно та причина, по которой они сегодня наиболее уязвимы к этой пандемии. Только инклюзивные меры в области здравоохранения и социально-экономического развития помогут побороть вирус, перезапустить экономику и продолжать двигаться по пути достижения целей в области устойчивого развития.
2) Реагирование на COVID-19 и защита прав человека перемещающихся лиц не являются взаимоисключающими: COVID-19 не остановил людей, спасающихся от насилия или преследования. Многие страны показали, что ограничения на поездки и меры пограничного контроля могут и должны безопасно осуществляться при полном соблюдении прав перемещающихся лиц.
3) Никто не будет в безопасности, пока все не будут в безопасности: нельзя оставить кого-либо без внимания в коллективных усилиях по реагированию и восстановлению, особенно тех перемещающихся лиц, которые и без того в наибольшей степени были уязвимы еще до кризиса. Жизненно необходимые гуманитарная помощь, социальные услуги и решения в области обучения должны оставаться доступными для перемещающихся лиц. Для того чтобы все люди были в безопасности, диагностика, лечение и вакцины должны быть общедоступными, без дискриминации по признаку миграционного статуса.
4) Перемещающиеся лица являются частью решения: во время кризиса предоставляется отличный шанс признать важный вклад, вносимый перемещающимися лицами в жизнь всего общества. Это означает содействие признанию и аккредитации их квалификаций, изучение различных путей легализации мигрантов, не имеющих постоянного статуса, и снижение операционных издержек, связанных с денежными переводами.
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс СидимДомаЭкономика, Рынок труда,COVID-19 и Эпидемии, посвященных возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, а также вопросам развития здравоохранения и рынка труда.