Эксперты PwC предлагают рекомендации и решения, призванные помочь руководителям в сфере ИТ разработать эффективные меры реагирования на инциденты, возникающие у бизнеса на фоне пандемии COVID-19. Авторы описывают распространенные проблемы в области технологической устойчивости и выделяют аспекты, на которые стоит обратить внимание при разработке стратегии для реагирования на такого рода инциденты.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
Обеспечение технологической устойчивости необходимая мера для преодоления вызовов, с которыми компании сталкиваются из-за кризиса, вызванного коронавирусной инфекцией. Успешное применение технологий поможет более эффективно адаптироваться в посткризисном мире.
Пандемия коронавируса отражается на людях, сообществах и бизнесе по всему миру. По мнению авторов исследования, важно, чтобы специалисты по технологиям понимали, каким образом они могут помочь справиться с трудностями, с которыми бизнес столкнулся из-за COVID-19.
Эксперты PwC выделяют ряд распространенных проблем в области технологической устойчивости, с которыми бизнес сталкивается из-за COVID-19:
· Специалисты по ИТ. Компании зависят от ключевых сотрудников и определенных методов работы в ИТ. Поддержка некоторых технологических сегментов или секторов рынка, требующих дополнительных ресурсов, может оказаться сложной задачей из-за возраста сотрудников или дефицита специалистов.
· Работа ИТ-сервисов. Предприниматели должны обеспечить устойчивое предоставление ИТ-услуг в условиях дестабилизации и разрозненности. Важно проанализировать, насколько хорошо служба поддержки может справиться с увеличением числа сотрудников, работающих удаленно.
· Цепочка поставок в ИТ. Задержки и невыполнение заказов на оборудование и услуги внешними сторонами могут оказать значительное влияние на бизнес. Нарушение баланса спроса и предложения по некоторым позициям (например, ноутбуки, 4G-модемы) может отразиться на жизнеспособности плана действий в чрезвычайных обстоятельствах.
· Управление ИТ-ресурсами. Руководители должны быть готовы к изменениям спроса на ИТ-ресурсы: это касается роста спроса на решения для удаленного доступа со стороны сотрудников и на цифровые услуги со стороны клиентов, многие из которых из-за самоизоляции переходят на цифровые каналы.
· Управление изменениями в ИТ. Кризис может вызвать незапланированную смену приоритетов в отношении проектов по реализации изменений и задержки ввода в эксплуатацию. Кроме того, восприятие некоторых опасностей может быть искажено, в результате чего возрастает число серьезных инцидентов и срочных изменений.
· Восстановление ИТ-систем в чрезвычайных ситуациях и ИТ-риски. На фоне повышенного риска возрастает важность восстановления ИТ-систем. Может ощущаться нехватка средств контроля в сфере технологий, или они не будут подходить для длительных изменений методов работы.
При разработке стратегии реагирования на инциденты, возникающие в связи с COVID-19, руководители компаний должны решить ряд задач, которые позволят более эффективно преодолеть последствия кризиса.
Из-за кризиса, вызванного коронавирусной инфекцией, компании сталкиваются с рядом трудностей, в том числе с проблемами в подборе ИТ-персонала и в вопросах управления ИТ-ресурсами. В сложившейся ситуации последствия таких инцидентов могут усугубиться из-за отсутствия сотрудников и проблем в цепочке поставок. Увеличивается время реагирования на подобные инциденты. Однако разумное применение технологий удаленной работы и удаленного оказания услуг может принести большую пользу и решить некоторые из возникающих проблем.
Эксперты PwC предлагают руководителям компаний при выработке стратегии реагирования на вызовы COVID-19 спланировать расходование имеющихся ресурсов для адаптации к сложившейся ситуации с учетом различных сценариев, а также создать резерв на непредвиденные обстоятельства, выделив дополнительные средства. Кроме того, следует провести анализ эффективности затрат на меры реагирования в связи с сокращенным режимом работы.
Для управления изменениями в ИТ авторы советуют выделить те из них, которые можно заморозить, а также те, которые крайне важно реализовать. При управлении ИТ-ресурсами рекомендуется провести анализ ИТ-инфраструктуры для определения последствий перевода сотрудников на удаленную работу для технологического комплекса.
Для отслеживания работы цепочек поставок в ИТ необходимо проверять процесс контроля за важнейшими третьими сторонами, такими как провайдеры облачных решений и поставщики управляемых услуг (в частности, проверять планы по прекращению действия соглашений и планы по обеспечению непрерывности деятельности).
При планировании стратегии реагирования на вызовы COVID-19 также важно отслеживать работу ИТ-сервисов, оказывать содействие службам ИТ-поддержки первой и второй линии с целью анализа их операционной модели для проработки поступающей информации об инцидентах и входящих заявок на обслуживание.
Отдельно эксперты PwC выделяют вопросы, связанные с восстановлением ИТ-систем в чрезвычайных ситуациях и поиском возможных ИТ-рисков. В число основных объектов внимания для решения этих вопросов входит анализ средств ИТ-контроля на предмет эффективности в различных сценариях и глубокий анализ плана восстановления ИТ-систем в чрезвычайных ситуациях для оценки его осуществимости.
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс СидимДомаЭкономика, Предпринимательство, IT-индустрия и Цифровизация, посвященных возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, а также развитию цифровых технологий на основе инновационных идей.