Текст: Ирина ХРЯЕВА
Благодаря цифровизации финансовых услуг количество банковских отделений в России за последние четыре года сократилось почти на четверть. Почта Банк, напротив, расширяет свою сеть. Зачем?
Почта Банк является в значительной степени социальным банком. Наша главная задача, заложенная в самой концепции бизнеса, обеспечить доступность качественных финансовых услуг во всех уголках России.
Главное достоинство цифровизации заключается в том, что она уравнивает возможности доступа к современным сервисам для жителей как мегаполиса, так и небольшой деревни достаточно просто работающего интернета. Безусловно, Россия живет в цифровой эре. По показателям внедрения финансовых технологий мы не отстаем от европейских стран. К слову, сегодня 38% наших клиентов пользуются каналами дистанционного банковского обслуживания.
Тем не менее, только работой в онлайн ограничиваться нельзя. Размер региональной сети и ее присутствие даже в небольших населенных пунктах остается важным условием доступности банковских услуг для населения. В 2018 году мы закончили формирование основной сети, открыв представительства практически по всей стране: число точек обслуживания клиентов в России превысило 17 тыс. При этом более 80% из них располагаются в небольших городах и сельской местности на базе почтовых отделений. Например, в прошлом году мы заключили соглашение с «Почтой России» и компанией «Ростелеком», которая подключила к высокоскоростному интернету десять почтовых отделений в Приморском крае, а мы открыли в них точки доступа к банковским услугам. Речь идет о населенных пунктах, где проживают всего от 700 до 4 тыс. человек. Теперь живущим в них людям доступен широкий спектр банковских услуг.
Насколько экономически эффективно содержать сеть из 17 тыс. отделений?
Мы подходим к развитию сети гибко, что позволяет оптимизировать издержки на ее содержание. Например, в крупных городах открываем полноформатные флагманские отделения (их сейчас более 400 по стране). Основу же нашей сети составляют точки «легкого» формата зоны облуживания клиентов на базе почтовых отделений. В более крупных из них (таких насчитывается свыше 4 тыс.) установлены банкоматы, а клиентов консультируют сотрудники банка. В небольших отделениях почтовой связи работают терминалы, а функцию агентов Почта Банка выполняют работники «Почты России».
Более того, в 2018 году мы запустили в Одинцово и Дмитрове пилот по привлечению сотрудников «Почты России» к доставке финансовых услуг. Такая схема удобна и выгодна всем без исключения: банк приобретает нового клиента, клиент получает преимущества от банка, а почтальон заслуженное вознаграждение. Согласитесь, степень доверия намного выше, когда о банке рассказывает человек, которого вы знаете и видите каждый день.
Также мы активно открываемся сейчас в региональных МФЦ. Это полноформатный офис банка, где установлен банкомат и работает наш специалист. До конца 2019 года таких представительств будет более 300 по всей стране. То есть мы активно ищем возможности партнерства, которые делают нашу сеть не только обширной, но и эффективной.
Уже сейчас мы достигли огромных результатов. Число наших клиентов превысило 9,5 млн человек. С начала 2018 года мы увеличили свою долю в сегменте кредитов наличными более чем на 15%, а в POS-кредитовании более чем на 19%. Таким образом, мы входим в тройку лидеров в этих сегментах. По чистой прибыли Почта Банк только за девять месяцев прошлого года в три раза перевыполнил годовой план.
Почта Банк является едва ли не самым активным участником программы по сбору биометрических данных россиян для Единой биометрической системы. Почему для вас так важен этот проект?
Мы еще в 2015 году, первыми в России, начали применять биометрические данные. При первом визите в банк клиент фотографируется, и в дальнейшем мы идентифицируем его, сверяя с образцом на фотографии. В контакт-центре Почта Банка применяется голосовая биометрия.
Технологии идентификации очень эффективны для защиты от мошенников с 2016 года мы предотвратили несколько десятков тысяч потенциально мошеннических сделок объемом около 3 млрд рублей. Мы действительно одними из первых подключились к Единой биометрической системе и начали не только собирать биометрические шаблоны граждан, но и удаленно открывать счета и предоставлять услуги через интернет-банк. На сегодняшний день сдать образцы лица и голоса можно более чем в 120 отделениях Почта Банка в 83 регионах присутствия. До конца года количество точек банка, оснащенных необходимым оборудованием, превысит 400.
Благодаря применению Единой биометрической системы россияне, особенно маломобильные или проживающие в районах с невысоким банковским покрытием, получают удобный доступ к финансовым услугам. А это полностью отвечает нашей социальной миссии.
Готовы ли клиенты Почта Банка к таким нововведениям?
Чтобы любая новая технология стала привычной, нужно время. Совсем недавно было много сомнений по поводу учетной записи ЕСИА. Тем не менее сейчас система успешно работает. Через Почта Банк уже почти 1 млн человек подтвердили учетную запись на портале Госуслуги. Пройдет еще немного времени, и уже 1 млн человек сдадут биометрические данные.
Теперь важно, чтобы другие отрасли тоже подключились к процессу, чтобы люди могли с помощью биометрического шаблона получить различные услуги и сервисы как государственные, так и не государственные. География и инфраструктура нашей большой страны требует таких решений.
Создание цифровой экономики невозможно без создания цифрового профиля граждан. На мой взгляд, начать нужно с создания надежного, биометрически защищенного цифрового доступа гражданина к государственным услугам. На первый план здесь выходит информационная безопасность. И банковскому сектору нужно не только предотвращать мошеннические атаки, но и обучать самих потребителей, в том числе приемам финансовой грамотности, которые обеспечат сохранность данных и денежных средств.
Источник фото: пресс-служба Почта Банка
Источник: Официальный журнал Российского инвестиционного форума