Кризис ВТО и торговая война между Китаем и США стали одними из наиболее заметных последствий изменения баланса сил развитых и развивающихся стран в мире для международной торговли. С учетом современных трендов развития международной торговли, экономические конфликты начинают затрагивать и вопросы торговли услугами, инноваций и цифровой экономики.
Для России итогом последних лет стало заметное увеличение Азиатско-Тихоокеанского региона в повестке внешнеэкономических приоритетов, реализации проектов, налаживания двусторонних связей и укрепления различных многосторонних форматов. В условиях сложных отношений с развитыми странами в последние годы Россия последовательно увеличивает долю АТР в экспорте с 18,5% в 2010 г. до 29,1% в первом полугодии 2019 г. Крупнейшими внешнеторговыми партнерами России остаются Китай (15,7% в обороте внешней торговли в 2018 году), США (3,6%), Япония (3,1%), Индия (1,6%) и Республика Корея (3,6%). Во внешней товарной торговле Китая Российская Федерация занимает 2,3%, США 0,7%, Японии 1,5%, Индии 1,1%, Республики Корея 2,2%.
Помимо топливно-энергетических товаров (64,1% экспорта) структуру товарных поставок России в АТР формируют продукция металлургической промышленности (8,8%), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (5,3%), химическая продукция, каучук (5,1%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (5,0%), машины, оборудование и транспортные средства (4,2%). В части несырьевого неэнергетического экспорта России ведущими партнерами в АТР являются Китай (30,1% в 2018 г.), США (18,5%) и Индия (12,7%). Выросла и роль региона в привлечении в Россию прямых иностранных инвестиций если в 2007-2015 гг. объем привлеченных инвестиций 82 в Россию из АТР составлял 0,5-3,2 млрд долл. в год, то за 2016-2018 гг. из АТР в Россию было привлечено 23,6 млрд долл. США.
По мнению авторов доклада, текущая интеграционная картина в АТР формируется под влиянием двух основных тенденций:
- создание региональных и мегарегиональных торговых соглашений, формирующих преференции для торговли в регионе;
- рост протекционизма и попытки усиления двусторонних договоренностей со стороны США наряду с разворачиванием торговой войны с Китаем.
Наложение двух тенденций приводит к тому, что практика открытого регионализма снятие барьеров, приводящее к расширению торговли, сменяется в АТР гонкой интересов и вытеснением стран, не участвующих в соглашениях, из формирования цепочек добавленной стоимости. Для России это создает вызов с точки зрения реализации планов расширения несырьевого экспорта в страны региона и обозначает необходимость активизации повестки развития торговых соглашений со странами АТР.
Перспективным форматом является практическая реализация концепции Большого Евразийского партнерства с учетом расширения состава подписантов соглашений с участием России и Евразийского экономического союза как в части услуг и инвестиций, так и в части преференциальной торговли товарами. Поддержка приоритета АТР в российской внешнеэкономической повестке требует укрепления усилий в части снятия барьеров для доступа на рынки, реализации взаимных инвестиционных проектов и формирования общих правил регулирования. Отставание или недостаточные усилия в текущих условиях несут в себе риск постепенного выдавливания России из производственных и торговых цепочек в АТР.