Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Комплексный план: деньги, ограничения, перспективы

Исследования
30 августа 2019

Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации 30 сентября 2018 года. Масштабную программу инфраструктурного строительства объёмом 6,35 трлн рублей запустили в России с начала этого года.

В Комплексный план включены основные цели и проекты на ближайшие шесть лет. В последние годы такой подход становится всё популярнее: подобные программные документы принимают во многих развивающихся странах — например, Мексике, Бразилии, Филиппинах, Индонезии.

Инвестиции в рамках Комплексного плана частично пойдут на те расходы, которые и так делаются ежегодно, например ремонт дорог и субсидии транспортным компаниям. По расчётам экспертов InfraONE Research, в следующие три года добавится только 150–280 млрд рублей ежегодно сверх стандартных трат федерального бюджета (порядка 600 млрд руб. в год). Эти деньги кардинально ситуацию на рынке не изменят и не перекроют минимальную дополнительную потребность отрасли даже наполовину к концу 2021 года. Основной период вложений, согласно Плану, приходится на 2022–2023 годы, когда расходы на инфраструктуру должны вырасти минимум до 1 трлн рублей в год (с учётом внебюджетных инвестиций в проекты Комплексного плана; цифра включает только капитальные затраты на инфраструктуру).

Из той части Комплексного плана, что уже конкретизирована, всего 10% объёма инвестиций приходится на новые проекты, 60% составляют инициативы, которые обсуждаются (в том числе мегапроекты), а ещё около 30% — стандартные ежегодные направления расходов (например, ремонт дорог). Готово к запуску не более 10% всего перечня по количеству проектов. Наполнение плана маскирует дефицит проектов, но не решает проблему их нехватки.

В действующую версию Комплексного плана вошли направления для финансирования, которые могут включать множество составляющих. Благодаря такому подходу у властей остаётся широкое поле для манёвра в будущем.

План предполагает инвестиции преимущественно через госзаказ и квазигосударственные источники. По оценке экспертов, на концессии и ГЧП в действующей версии документа придётся лишь 17,3% инвестиций. Это всего 7‐9 проектов, но 4‐6 из них — известные рынку мегапроекты. Организовать на принципах государственно‐частного партнёрства можно ещё до 25% плана. Частных проектов в документе пока мало, внебюджетные инвестиции, вероятно, во многом будут состоять из вложений госмонополий в рамках собственных инвестпрограмм. Все эти факторы могут оказать негативные эффекты, которые в некоторой степени сдержат Комплексный план. Подобное влияние можно нивелировать, но на это у властей есть не более 2,5 лет. Если проекты перечня не удастся запустить до конца 2021 года, то их стройка скорее всего затянется.

Эксперты InfraONE Research предполагают, что План может стать реалистичнее, если выделить наиболее готовые проекты в отдельный перечень и запустить их в приоритетном порядке до конца 2019 года. Тогда на доработку и подготовку остальных будет достаточно времени. Одновременно власти могут сделать управление Комплексным планом более прозрачным и постепенно заменять политические инициативы на экономически обоснованные проекты.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
20 мая 2019
Инвестиции в инфраструктуру

В аналитическом обзоре InfraONE Research «Инвестиции в инфраструктуру — 2019», подготовленном специально для Российского инвестиционного форума (Сочи-2019), исследовано современное состояние рынка и его ключевые тренды и сделан прогноз развития на 2019–2020 годы.

Экспертное мнение
5 октября 2021
Роль государственных институтов в повышении качества инфраструктуры

В экспертном заключении дается обзор ключевых факторов развития качественной инфраструктуры и преодоления инфраструктурного разрыва. Опыт успешных стран свидетельствует, что для этого необходимо проведение эффективной экономической политики и развитие институциональной среды. Это позволит привлечь в отрасль частных игроков, которые могут привнести опыт управления проектами и инновации.

Исследования
11 декабря 2018
Роль государственно-частных партнёрств в развитии инфраструктуры

Отчёт Группы Всемирного банка раскрывает важность государственно-частных партнёрств (ГЧП) в рамках реализации инфраструктурных проектов в общемировой практике, оценивает эффективность ГЧП на разных их стадиях и в разных регионах мира и приводит рекомендации по развитию законодательства в этой сфере.


Экспертное мнение
8 сентября 2020
«Важно понимать, какой будет Москва через 15 или 20 лет. Форум PROESTATE дает такую возможность»

В преддверии Международного инвестиционного форума по недвижимости PROESTATE 2020 ведущие участники рынка рассказали о том, чем для них важно это событие и каких результатов от него они ожидают.