Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Комплексный план: деньги, ограничения, перспективы

Исследования
30 августа 2019

Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации 30 сентября 2018 года. Масштабную программу инфраструктурного строительства объёмом 6,35 трлн рублей запустили в России с начала этого года.

В Комплексный план включены основные цели и проекты на ближайшие шесть лет. В последние годы такой подход становится всё популярнее: подобные программные документы принимают во многих развивающихся странах — например, Мексике, Бразилии, Филиппинах, Индонезии.

Инвестиции в рамках Комплексного плана частично пойдут на те расходы, которые и так делаются ежегодно, например ремонт дорог и субсидии транспортным компаниям. По расчётам экспертов InfraONE Research, в следующие три года добавится только 150–280 млрд рублей ежегодно сверх стандартных трат федерального бюджета (порядка 600 млрд руб. в год). Эти деньги кардинально ситуацию на рынке не изменят и не перекроют минимальную дополнительную потребность отрасли даже наполовину к концу 2021 года. Основной период вложений, согласно Плану, приходится на 2022–2023 годы, когда расходы на инфраструктуру должны вырасти минимум до 1 трлн рублей в год (с учётом внебюджетных инвестиций в проекты Комплексного плана; цифра включает только капитальные затраты на инфраструктуру).

Из той части Комплексного плана, что уже конкретизирована, всего 10% объёма инвестиций приходится на новые проекты, 60% составляют инициативы, которые обсуждаются (в том числе мегапроекты), а ещё около 30% — стандартные ежегодные направления расходов (например, ремонт дорог). Готово к запуску не более 10% всего перечня по количеству проектов. Наполнение плана маскирует дефицит проектов, но не решает проблему их нехватки.

В действующую версию Комплексного плана вошли направления для финансирования, которые могут включать множество составляющих. Благодаря такому подходу у властей остаётся широкое поле для манёвра в будущем.

План предполагает инвестиции преимущественно через госзаказ и квазигосударственные источники. По оценке экспертов, на концессии и ГЧП в действующей версии документа придётся лишь 17,3% инвестиций. Это всего 7‐9 проектов, но 4‐6 из них — известные рынку мегапроекты. Организовать на принципах государственно‐частного партнёрства можно ещё до 25% плана. Частных проектов в документе пока мало, внебюджетные инвестиции, вероятно, во многом будут состоять из вложений госмонополий в рамках собственных инвестпрограмм. Все эти факторы могут оказать негативные эффекты, которые в некоторой степени сдержат Комплексный план. Подобное влияние можно нивелировать, но на это у властей есть не более 2,5 лет. Если проекты перечня не удастся запустить до конца 2021 года, то их стройка скорее всего затянется.

Эксперты InfraONE Research предполагают, что План может стать реалистичнее, если выделить наиболее готовые проекты в отдельный перечень и запустить их в приоритетном порядке до конца 2019 года. Тогда на доработку и подготовку остальных будет достаточно времени. Одновременно власти могут сделать управление Комплексным планом более прозрачным и постепенно заменять политические инициативы на экономически обоснованные проекты.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
18 сентября 2020
Национальные проекты: ожидания, результаты, перспективы

«Эксперт РА» публикует обзор «Национальные проекты: ожидания, результаты, перспективы». В материале рассматриваются такие аспекты, как задачи нацпроектов в условиях кризиса, вызванного пандемией, а также вклад нацпроектов в компенсацию экономического спада.

Статьи
3 июня 2019
Резервы китайской экономики внушают оптимизм

В 2018 году лидер КНР Си Цзиньпин принял приглашение Владимира Путина посетить Восточный экономический форум, в 2019 году — ПМЭФ. Укрепление отношений между Россией и Китаем особенно важно, учитывая масштабы их экономик и геополитический вес. Последние три десятилетия экономический рост Китая стал объектом первоочередного внимания. Любое снижение скорости эксперты склонны трактовать крайне драматически. Но китайские реалии вполне подходят под определение «аршином общим не измерить». Невозможно стандартизировать оценки страны с населением в 1,4 млрд человек, которая живет в другом историческом измерении и которая за 30 лет совершила прорыв в индустриальные и технологические лидеры.


Исследования
11 декабря 2019
Рейтинг российских контрактных производств – 2018

В докладе, подготовленном авторским коллективом Ассоциации кластеров и технопарков России и Фонда инфраструктурных и образовательных программ, проведён анализ практики функционирования и развития контрактных производств, а также приведён рейтинг контрактных производств России.


Статьи
12 декабря 2018
Инновационные экосистемы в контексте теории сложных систем

В статье М. Рассел и Н. Смородинской, опубликованной в журнале Technological Forecasting and Social Change, экосистемы инноваций рассматриваются через призму теории сложных систем, как многомерные сущности с изменяющимися потребностями участников, высокой восприимчивостью к обратной связи и постоянными структурными преобразованиями.