На ПМЭФ-2017 компании «Просвещение» и «Яндекс» подписали соглашение о создании совместного предприятия, которое займется разработкой образовательной платформы для школ. Как развивается этот проект?
Платформа проходит апробацию. В эксперименте участвуют 100 классов из разных школ в нескольких регионах страны, и первые результаты проекта в апреле этого года были представлены на Московском международном салоне образования (ММСО-2018). Мы планируем, что уже в сентябре 2018 года каждая школа получит возможность подключиться к платформе. Это позволит сформировать для каждого ребенка индивидуальную образовательную траекторию и повысить его образовательные результаты.
Наша платформа рассчитана на учеников начальных классов, а для учеников основной и старшей школы у «Просвещения» и «Яндекса» есть совместные разработки, которые помогут при подготовке к ЕГЭ. Общедоступный мини-курс учит избегать «ловушек» на экзамене, помогает разобраться в критериях оценки выполненных заданий с учетом уже пройденных испытаний.
Сфера образования считается довольно консервативной. Как цифровые технологии интегрируются в образовательный процесс?
Современная система образования уже немыслима без цифровых технологий. Это подтверждает недавно опубликованный доклад Высшей школы экономики и Центра стратегических разработок «12 решений для нового образования», при подготовке которого также учитывались рекомендации экспертов «Просвещения». Цифровизация школ идет активно, что мы можем наблюдать в разных проектах. Этот процесс способствует индивидуализации и оптимизации образовательного процесса, повышает качество результатов ребенка, облегчает рутинный труд учителя.
Активно развивается онлайн-образование. Эксперты предполагают, что к 2022 году объем финансирования онлайн-образования в общеобразовательных школах будет на уровне 1520 млрд руб. Помимо электронных форм учебников и дневников, развиваются новые продукты, платформы, сервисы, такие как SkyEng, «Нетология», «Учи.ру».
«Просвещение» не только реализует совместный проект с «Яндексом», но и развивает партнерство с другими крупными информационно-коммуникационными компаниями, участвует в наполнении Московской электронной школы, создает электронную школу «Просвещения».
Чем раньше мы начнем внедрять новые технологии, прежде всего цифровые, тем успешнее будут наши сегодняшние школьники, завтрашние студенты, а затем и сотрудники компаний. Это один из ключевых факторов развития цифровой экономики.
Видите ли вы будущее без бумажных учебников?
Вопрос неоднозначный. Думаю, что бумажный формат будет еще долго существовать вместе с электронным не только в силу традиций. Дело в том, что каждый из них подходит для выполнения разных задач. Это касается не только учебников, но и других составных частей учебно-методического комплекса. Тесты по математике или задания по 3D-моделированию оптимальны в электронном виде, а по ряду предметов нужны бумажные рабочие тетради, особенно в начальной школе, чтобы ребенок развивал мелкую моторику.
Но при развитии цифровых технологий нужно обязательно параллельно решать вопросы кибербезопасности. Цифровизация открывает новые возможности, но имеет и другую сторону. Пока до конца не изучены последствия влияния Интернета и цифровых технологий на детскую психику. Отсюда многие криминогенные проявления в школьной жизни, в отношениях между сверстниками, между детьми и взрослыми.
В 20182019 годах «Просвещение» планирует провести IPO, разместив 2530% акций. На что будут потрачены вырученные средства?
Потребность в инвестициях по всем траекториям развития образования сегодня настолько велика, что проще сказать, на что мы их не потратим. Уже сегодня мы участвуем в развитии многих направлений, но есть такие, которые требуют больших затрат, так как они закладывают основы на длительную перспективу. Это прежде всего современная цифровая школа и инфраструктура образовательных организаций.
Миссия «Просвещения» в качестве национального образовательного интегратора − создавать необходимые условия для обучения в любом возрасте, вдохновляя людей на постоянное развитие. Это вклад в будущее образования, а значит, в будущее детей, в лучшее будущее России.
Что касается первого направления, то мы планируем сфокусироваться на старшей школе, поскольку в стране сейчас 3,5 млн ребят учатся в 811-х классах. Скоро они перейдут в профессиональные колледжи и вузы. Это будущие специалисты, которые должны обеспечить экономический прорыв страны. Поэтому необходимо создавать предпрофессиональные классы: инженерные, медицинские, ИТ-классы и другие. Обучение в медицинских классах (открыты в нескольких школах Москвы за последние три года) способствует практически стопроцентному поступлению их выпускников в ведущие медицинские вузы. Таким образом, именно старшая школа становится инвестиционно привлекательным направлением.
Если говорить о строительстве новых школ, то оно подразумевает не только стены и крышу. Речь идет о новом образовательном пространстве, обеспечивающем совершенно иной уровень образовательного результата. По данным Высшей школы экономики и Центра стратегических разработок, объем инвестиций государства без использования модели государственно-частного партнерства составит примерно 2 трлн руб. в период с 2019 по 2025 год, а с использованием этой модели примерно 1,2 трлн руб., при этом мы готовы работать с нулевой маржинальностью.
Колоссальный потенциал мы видим в обеспечении современных условий образовательного процесса: в правильной комплектации классов, оснащении лабораторий, создании интернет-каналов и доступе к Wi-Fi. Нужны образовательные продукты и сервисы для демонстрирующих высокие результаты ребят, для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Что уже сделано для развития школьной инфраструктуры?
Мы (издательство «Просвещение». Прим. ред.) выступили с идеей программы строительства новых школ несколько лет назад, написав письмо Президенту страны, где обозначили, в частности, проблему школьной инфраструктуры и недостатка школьных мест. В результате в 2016 году была начата программа «Школа-2025», в соответствии с которой строятся и оснащаются новые школы.
Сейчас мы занимаемся оснащением новых школ, и это только около 40% инвестиций. Определены два больших пилотных проекта в Центральном, Северо-Западном и Дальневосточном округах (на 25 млрд руб.) и в Северо-Кавказском округе (на 33 млрд руб.), в которых мы рассматриваем вопросы участия в строительстве и оснащении школ.
Как сотрудничество с регионами отражается на повышении качества образования?
Мы работаем со всеми 85 регионами страны, почти с 3 тыс. муниципалитетов. Продукция «Просвещения» сегодня представлена практически во всех образовательных организациях страны, а 2/3 из них имеют прямые договоры с издательством.
Начинается все с работы с преподавательским корпусом. К сожалению, во многих регионах были сокращены расходы на методические службы, институты повышения квалификации учителей, и мы стараемся это компенсировать.
Кроме того, мы проводим диагностику регионов, разбираем, как устроена система образования, определяем несоответствие результатов тем задачам, которые ставятся в сфере экономического развития. Как раз для таких узких мест мы предлагаем конкретные решения и программы.
Именно по этим причинам нам принципиально важно участие в ПМЭФ: если образование у регионального руководства не входит в пятерку самых важных вопросов, то нужно объяснять ошибочность такого видения. Вложения в образование это не просто финансирование, а инвестиции, которые обязательно дадут соответствующий результат для региона и страны в целом. Пропаганда нового подхода к системе образования в регионах одна из главных наших задач. Но могу сказать, что с большинством глав регионов у нас уже есть полное взаимопонимание, совместные проекты и реальные результаты. Важно отметить, что успешное сотрудничество развивается как с государственными органами, так и с негосударственными организациями.
В одном из интервью вы говорили о формировании классов совершенно другого типа от 40 до 75 детей. Как при таком количестве учеников учитель сможет донести знания до каждого?
Если вы работаете в школе Яна Амоса Коменского в XVII веке, то, конечно, чем учеников меньше, тем учителю проще донести знания до каждого. Но вы можете себе представить, как новые технологии ускоряют развитие человека, человеческую жизнь?
Недавно меня спросили, как я представляю себе учителя будущего. Помните Стива Джобса, который в джинсах и черной водолазке ходил по сцене и представлял свои новые гаджеты? Помните залы с толпами людей, внимательно слушавших его? Вот это и есть новый тип учителя наставник, менеджер, использующий новые технологии. Тот же Джобс, представляя айпод, не предлагал вам слушать конкретную музыку, он демонстрировал возможность, инструмент.
Так и учитель будущего должен объяснить ученикам, что у них есть этот инструмент, с которым можно научиться любой новой профессии. Я категорически не согласен с теми, кто считает школу местом, где детей всего лишь готовят к взрослой жизни. Я убежден, что в школе дети живут. И наша задача использовать комплекс современных технологий, чтобы, с одной стороны, школьная жизнь у детей была комфортной и насыщенной, а с другой чтобы готовить их к тем профессиям будущего, которые ни вы, ни я пока не можем себе даже представить.
Источник: Официальный журнал ПМЭФ-2018