Жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК) является одной из основных инфраструктурных отраслей России и в большей или меньшей степени присутствует в каждом регионе страны. Его оборот составляет более 4 трлн рублей в год при платежах населения на уровне 2 трлн рублей в год.
Политическая задача в контексте коммунальной инфраструктуры формулируется предельно просто: услуги высокого качества, надёжные системы и доступные платежи. Первоочередной проблемой текущего государственного регулирования является злоупотребление централизацией полномочий по принятию решений. Необходимо сформировать соответствующие институты, тем самым установив «правила игры».
В докладе Центра стратегических разработок рассмотрены ключевые вопросы управления жилой недвижимостью. Так, например, существует проблема, связанная с объективно сложной структурой собственников объекта недвижимости. Необходима система ответственности собственников за состояние объекта, система принятия решений и ответственности за эти решения и система делегирования полномочий. В международной практике собственники помещений формируют ассоциацию собственников, в которой они несут ответственность по обязательствам ассоциации в пределах своей доли имущества. Более того, существует проблема в управлении и обслуживании многоквартирных домов. Потенциально конкурентный бизнес оказался административно зарегулирован.
Системная проблема заключается в том, что управляющие компании не обеспечивают полной собираемости оплаты коммунальных услуг от каждой квартиры (этого, впрочем, нет нигде в мире). Что касается капитального ремонта, то необходимо ввести следующие ключевые принципы: добровольность, привлечение банковского сектора к кредитованию объединений собственников жилья и бюджетные гранты, зависящие от эффекта энергосбережения.
В коммунальном секторе также был выделен ряд проблем. Главная проблема заключается в кредиторской задолженности перед энергетикой и в тарифах на коммунальные ресурсы, не покрывающие текущие издержки. В связи с этим необходимо обеспечить финансовое покрытие существующих издержек и рассматривать эти непродуктивные издержки как инвестиционный потенциал. Более того, эта проблема может быть искоренена путём децентрализации полномочий по установлению тарифов до муниципального уровня.
Стратегическая задача состоит в том, чтобы совершить финансовый манёвр без существенного изменения объёма финансирования: тратить больше на жилищные услуги и меньше на коммунальные. Для этого в жилищном секторе необходимо обеспечить возможность получения балансов энергопотребления в многоквартирном доме путём изменения прав собственности на приборы учёта, сформировать комплекс мер по поддержке модернизации жилищного фонда на основе инициативы частных собственников, снизить административные барьеры в сфере профессионального управления жилой недвижимостью, а также обеспечить формирование более тонких механизмов поддержки органами власти домохозяйств с низкими доходами. В коммунальном секторе требуется перевести ценовые риски на государственную власть для обеспечения привлечения частных инвестиций в сектор через ГЧП. Кроме этого, развитие специальных механизмов долгового финансирования коммунальной инфраструктуры государственным сектором также будет способствовать достижению конечной цели.
Предлагаемые в докладе подходы позволяют достичь мультипликативного эффекта: обеспечить существенное обновление и модернизацию систем и объектов жилищного и коммунального секторов, улучшить эффективность и надёжность работы жилищно-коммунального комплекса, сдержать рост цен на коммунальные услуги при обеспечении их высокого качества.