Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ПМЭФ-2022 «Экономика замкнутого цикла и экология»
Автор: Коршунов Георгий Владимирович,
начальник отдела управления по работе с выпускниками и корпоративными партнерами Санкт-Петербургского государственного экономического университета, генеральный директор АНО «Интеграция»
Российская Федерация является одним из ведущих мировых государств в определении и развитии глобальной и международной политики в сфере устойчивого развития. Это обусловлено не только тем, что Россия является одной из стран-учредителей Организации Объединенных Наций и постоянным членом Совета безопасности ООН, но также и многолетним опытом активного участия во всех основных и вспомогательных рабочих органах этой главной мировой международной организации.
Одной из последних глобальных общемировых инициатив с целью решения актуальных мировых проблем являются Цели устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ЦУР). В 2015 году Генеральной ассамблеей ООН были разработаны и утверждены 17 глобальных целей [1]. Данная глобальная инициатива заменила собой другую, более раннюю мировую инициативу — Цели развития тысячелетия ООН. Эксперты и дипломаты от Российской Федерации принимали самое активное участие в разработке данных глобальных инициатив и в дальнейшей имплементации путей решения поставленных глобальных вопросов и задач.
Для понимания всей сложности нынешнего состояния дел по данному вопросу, необходимо обратиться к последнему официальному отчету ООН — Докладу о целях устойчивого развития отмечается [2], что на основе экспертных и аналитических данных, тяжелее всего последствия пандемии COVID-19 сказались на беднейших и самых уязвимых слоях населения, в том числе на детях, престарелых, инвалидах, мигрантах и беженцах. Исключительно тяжким бременем ложатся последствия пандемии и на плечи женщин. По некоторым оценкам, за чертой крайней бедности оказалось 71 млн человек — численность бедного населения на планете вырастет впервые с 1998 года. Из-за утраты доходов, ограниченности социальной защиты и роста цен с бедностью и голодом рискуют столкнуться даже те, кто прежде находился в безопасности. Следствием кризиса являются неполная занятость и безработица — это означает, что серьезно пострадать могут около 1,6 млрд работников, занятых в неформальных сферах деятельности и уже находящихся в уязвимом положении: по некоторым оценкам, в первый месяц кризиса их доходы сократились на 60 процентов. Из-за последствий пандемии COVID-19 под серьезной угрозой оказываются свыше миллиарда обитателей трущоб во всем мире, которые страдают от нехватки надлежащего жилья, отсутствия домашнего водоснабжения и отдельных туалетов, частичного или полного отсутствия систем удаления отходов, переполненности общественного транспорта и ограниченного доступа к официальным медицинским учреждениям. К числу страдающих от самого тяжкого бремени последствий пандемии также относятся женщины и дети. Из-за перебоев в оказании услуг по охране здоровья и вакцинации, а также из-за ограниченности доступа к услугам в области рационального и полноценного питания в 2020 году рост смертности детей в возрасте до 5 лет может исчисляться сотнями тысяч случаев, а материнской смертности — десятками тысяч. Во многих странах зафиксирован резкий рост числа сообщений о бытовом насилии в отношении женщин и детей. В результате закрытия школ 90 процентов учащихся во всем мире (1,57 млрд человек) прекратили школьные занятия, более 370 млн детей оказались лишены полагающегося им школьного питания. Многие учащиеся не могут быть охвачены дистанционным обучением из-за отсутствия компьютеров и домашнего интернета. Около 70 стран сообщили об умеренных и серьезных перебоях в оказании услуг по вакцинации или о полном прекращении вакцинации детей в марте и апреле 2020 года. По мере того, как все больше семей оказываются за чертой крайней бедности, возрастает риск того, что дети в бедных и неблагополучных общинах станут жертвами детского труда, детских браков и торговли детьми. Весьма вероятно, что впервые за 20 лет могут быть частично утрачены достигнутые мировым сообществом успехи в области сокращения масштабов детского труда. В докладе также показано, что изменение климата по-прежнему происходит гораздо быстрее, чем ожидалось. 2019 год стал вторым самым теплым годом за всю историю наблюдений и завершил самое теплое десятилетие 2010–2019 годов. Между тем, возрастают темпы закисления океана, продолжается деградация земель, множество биологических видов находится под угрозой исчезновения, по-прежнему повсеместно распространены нерациональные модели потребления и производства.
Таким образом, все последние официальные отчеты и доклады ООН о выполнении ЦУР демонстрируют существенные проблемы, с которым мир столкнулся в ходе реализации 17 поставленных Целей устойчивого развития. С учетом нынешней непростой геополитической обстановки эксперты отмечают попытки множества стран ограничить возможности России в представлении и продвижении своих интересов, проектов и коммуникаций с зарубежными партнерами и на мировом уровне. К сожалению, данные проблемы также касаются и возможности эффективной имплементации Целей устойчивого развития во многих странах мира, включая Российскую Федерацию. Именно поэтому представляется актуальным максимальное использование всех механизмов для продолжения и развития диалога с международным сообществом, гражданским обществом и всеми учреждениями и рабочими органами системы Организации Объединенных Наций с целью безусловного следования принятым международным обязательствам.
Интересы Российской Федерации могут и должны быть максимально представлены на международном уровне и площадках Организации Объединенных Наций, в том числе на площадке Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) ООН. Всем заинтересованным российским участникам — компаниям, вузам и научным учреждениям и НПО необходимо активно представлять опыт нашей страны и своей деятельности в решении актуальных мировых и отраслевых проблем, в том числе в сфере международного экономического, промышленного сотрудничества, устойчивого развития и борьбы с изменением климата в различных регионах мира или на глобальном уровне, а также более активно и результативно работать в международной сфере, продвигая тезис о важности международного экспертного и партнерского диалога с РФ по актуальной повестке.
Несмотря на сложность нынешних геополитических вызовов, Российская Федерация в последние годы демонстрировала поступательную динамику в следовании и выполнении Целей устойчивого развития ООН. В Добровольном национальном обзоре хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [3], подготовленного Аналитическим Центром при Правительстве РФ в партнерстве с Минэкономразвития России, МИД РФ, Росстатом было отмечено, что большинство целей и задач устойчивого развития уже в той или иной мере заложено в основные стратегические и программные документы, принятые в России. Эксперты отмечают, что большое значение для достижения ЦУР имеет участие гражданского общества, бизнеса, неправительственных организаций, волонтеров и научного сообщества. По каждой ЦУР Россия в последние годы показывала позитивные результаты. Среди наиболее успешных можно выделить ЦУР 1 «Ликвидация нищеты», ЦУР 4 «Качественное образование», ЦУР 8 «Достойная работа и экономический рост». В то же время сохраняются задачи, решение которых требует активизации совместных усилий государства, бизнеса и общества. Важно понимать, что все ЦУР взаимосвязаны. Меры, реализуемые для достижения одной из ЦУР, неизбежно оказывают влияние на достижение других ЦУР. Развитие цифровой экономики и телекоммуникационной инфраструктуры, например, оказывает влияние на сокращение неравенства, а также такие ЦУР, как, например, ЦУР 3 «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте» и ЦУР 4 «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех», ЦУР 8 «Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех».
Несмотря на масштабные экономические и геополитические вызовы, стоящие перед страной в настоящее время, и российский бизнес, и российские власти отмечают полную готовность придерживаться прежнего курса по имплементации Целей устойчивого развития ООН в нашей стране. В частности, Советник Президента Российской Федерации, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам климата Руслан Эдельгериев, отметил на ПМЭФ-2022, что Россия является ответственным государством и не имеет намерений выходить из Парижского соглашения по климату. Советник главы российского государства при этом подчеркнул, что Российская Федерация входила в Парижское соглашение совершенно осознанно, при этом была проведена большая государственная работа, большое количество переговоров вместе с бизнесом, экспертами и общественными деятелями.
Российская Федерация ратифицировала Парижское соглашение [4] в сентябре 2019 года. Данный межгосударственный документ предполагает сокращение к 2030 году выбросов парниковых газов до 70–75% от уровня 1990 года (при условии максимально возможного учета поглощающей способности лесов). Некоторое время спустя Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал Указ о создании национальной системы климатического регулирования. Подписанное Парижское соглашение не требует от промышленности подписавших его стран отказа от сжигания ископаемого топлива — нефти, газа и угля, однако вместе с тем оно обязывает все страны работать над снижением выбросов и их очистке, а также над технологическим перевооружением работающих предприятий. Наиболее популярными экономическими инструментами упомянутого климатического регулирования в мире являются углеродный налог и рынок углеродных единиц. Последний можно отнести к стимулирующим мерам, создающим углеродное ценообразование и способствующим выполнению задач по сокращению выбросов.
Одним из общепризнанных подходов по достижению Целей устойчивого развития и борьбы с изменением климата являются так называемые углеродные единицы. Углеродные единицы являются инструментом закона о сокращении выбросов париковых газов. Если компания сокращает выбросы (ниже выделенных ей квот), то эти углеродные единицы могут быть проданы или переданы компаниям, которые превышают свои соответствующие квоты (при этом эти единицы будут зачтены этим компаниям при оценке негативного воздействия бизнеса компании на окружающую среду). Нынешняя напряженность в международных отношениях и в усложненном формате возможности решения глобальных вопросов накладывает существенные ограничения, поскольку эксперты предполагают существенные препятствия и давление на Российскую Федерацию в этих аспектах.
Именно поэтому для успешного решения задач по борьбе с изменением климата и достижения Целей устойчивого развития, одним из наиболее эффективных решений может являться системный общенациональный подход по решению комплекса задач импортозамещения и технологической безопасности, ориентированных на достижение целей низкоуглеродного развития и борьбы с изменением климата.
Особую роль в решении масштабных задач импортозамещения будут иметь ключевые отрасли российской экономики и ведущие российские транснациональные компании. Одной из ведущих и базовых отраслей промышленности и экономики по праву является топливно-энергетический комплекс страны. В качестве примера уверенного тренда на низкоуглеродное развитие и нацеленность на борьбу с изменением климата в этой отрасли можно привести одну из ведущих компаний страны — ПАО «Газпром». В марте 2022 г. стало известно, что глобальная энергетическая компания «Газпром» разработает свою корпоративную Климатическую стратегию до 2050 года. Компания заявляет о реализации своих планов в области низкоуглеродного развития в соответствии с принятой в нашей стране «Стратегией социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года». По мнению экспертов, деятельность Компании в высокой степени соответствует мировому низкоуглеродному вектору развития, поскольку в портфеле продукции компании значительную долю занимает природный газ — как наиболее экологичный энергоноситель из всех существующих ископаемых источников энергии на планете. Именно за счет уникальных свойств природного газа, а также последовательной реализации мер по сокращению выбросов парниковых газов Группа «Газпром» достигла одного из самых низких значений углеродного следа среди крупнейших нефтегазовых компаний. В контексте обсуждаемого в заключении комплекса мер по борьбе с изменением климата важно отметить, что по имеющимся данным ПАО «Газпром» разрабатывает сценарии устойчивого развития, определяющие долгосрочные целевые показатели и стратегические подходы по сокращению выбросов парниковых газов. Работа ведется с учетом специфики и условий функционирования национальной экономики, первоочередных задач глобальной энергетической компании «Газпром», а также вектора низкоуглеродного развития. Важным фактом является, что Совет директоров Компании поручил Правлению разработать Климатическую стратегию ПАО «Газпром» до 2050 года и представить ее на рассмотрение в 2023 году.
Отметим также, что ПАО «Газпром» и множество других крупных промышленных корпораций нашей страны из топливно-энергетического сектора (ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Транснефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Татнефть» и многие др.) и иных важных отраслей промышленности РФ, реализуют эффективные и масштабные программы научного и инновационного развития. Для достижения максимального эффекта и оперативной разработки прорывных технологий в указанной тематической сфере, а также решения масштабных задач импортозамещения и технологической безопасности крайне важным представляется дальнейшее поступательное развитие и необходимость кратного увеличения объемов финансирования научно-технических и исследовательских программ российских компаний наряду с обязательным активным привлечением к их реализации вузов-партнеров и научных организаций. Данные направления отраслевого сотрудничества в значительной степени идеально коррелируются с целями и задачами проведения Десятилетия науки и технологий в Российской Федерации.
Таким образом, для эффективного решения задач устойчивого развития в настоящее время необходим системный подход и консолидация усилий государства, бизнеса, вузов и научных учреждений с целью выработки наиболее эффективных и критически важных технологий, которые помогут стране решать задачи импортозамещения, борьбы с изменением климата и эффективного достижения Целей устойчивого развития ООН.
Список источников:
1. Цели устойчивого развития ООН // https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/
2. Доклад о целях устойчивого развития // https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/progress-report/
3. О позиции России по выполнению ЦУР // https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/26421VNR_2020_Russia_Report_Russian.pdf
4. О Парижском соглашении о климате // https://unfccc.int/ru/peregovornyy-process-i-vstrechi/parizhskoe-soglashenie/chto-takoe-parizhskoe-s...
5. Климатическая стратегия ПАО «Газпром» // https://nadymdobycha.gazprom.ru/press/news/2022/03/144104/
Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.