Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Артем Довлатов: «Результаты работы будут заметны для всех жителей Дальнего Востока»

Экспертное мнение
4 октября 2022
Артем Довлатов: «Результаты работы будут заметны для всех жителей Дальнего Востока»
Дата выхода
04.10.2022
Авторы
Довлатов Артем

Заместитель председателя ВЭБ.РФ Артем Довлатов — о реализации крупнейших проектов на Дальнем Востоке, поддержке мастер — планирования и развитии экономики городов, повышении качества жизни и обеспечении притока высококвалифицированных специалистов в регион.

— Артем Сергеевич, по итогам ВЭФ и на фоне вызовов нового времени как вы оцениваете интерес инвесторов к реализации проектов на Дальнем Востоке? Каковы планы ВЭБа по привлечению инвестиций в регион?

— Должен сказать, что, несмотря на все вызовы, мы отмечаем высокий интерес инвесторов и партнеров к реализации проектов. По всем ключевым направлениям — глобальной транспортной инфраструктуре, промышленности и развитию городской экономики — активно идет работа и заключаются новые сделки.

Если говорить о планах по привлечению инвестиций, они довольно амбициозны. За прошедшие 7 лет по линии Фонда развития Дальнего Востока и Арктики, который в ходе правительственной реформы институтов развития был интегрирован в ВЭБ, мы обеспечили привлечение порядка 1 трлн руб. инвестиций в проекты на Дальнем Востоке и в ближайшие 3–4 года хотим обеспечить приток еще 1 трлн руб. рыночных инвестиций, причем с высоким мультипликатором софинансирования, который в наших проектах зачастую превышает 8–9 раз.

Интерес инвесторов к региону понятен и оправдан: это и богатые природные ресурсы, и близость к крупнейшему в мире Азиатско-Тихоокеанскому рынку, уникальные возможности для развития научных и образовательных коллабораций, внутреннего и международного туризма, реализации высокого промышленного потенциала.

Наши основные партнеры по экспорту и импорту находятся в непосредственной близости от Дальнего Востока, мы давно и эффективно взаимодействуем. Да, логистический вопрос крайне актуален. Обработать кратно больший объем грузов с использованием действующих магистралей — непростая задача. Но и решение есть: это и развитие Северного морского пути, кораблестроение и портовая инфраструктура, развитие сопутствующих бизнесов. Эффективная логистика позволит обеспечить транспортировку ресурсов, разработка которых может и должна быть одним из ключевых драйверов развития и макрорегиона, и всей страны. Это конкурентное преимущество, сила которого лишь возрастает с учетом ситуации на рынке сырья. И, разумеется, все наши преимущества и сильные стороны нужно использовать для развития экономики и в интересах людей, которые уже сегодня должны чувствовать качественные перемены в своей жизни.

Например, очень важный для людей проект, который прорабатываем с частным инвестором и региональными властями, — создание круглогодичного лагеря для детей в Хабаровске. Реализовывать будем через концессию с профильным инвестором и министерством образования и науки Хабаровского края. Ежегодно здесь смогут отдыхать более 5 тысяч мальчишек и девчонок, будут работать кружки по интересам для разных возрастов, спортивные секции и мастер-классы.

Но, говоря о возможностях, нельзя не сказать и о вызовах, которые стоят перед нами. Дальний Восток был и остается территорией повышенного риска, связанного с логистикой, инфраструктурой, демографией. И для ВЭБа, основными задачами которого является разделение риска с частными инвесторами и создание условий для участия в самых важных для экономики страны проектов, Дальний Восток всегда в фокусе повышенного внимания.

— Одно из приоритетных для региона направлений — транспорт. Знаю, что и в ходе ВЭФ, и сразу после завершения Форума у вас было несколько интересных кейсов...

— Развитие транспортной связности региона и логистики — большая системная работа, которая идет по нескольким направлениям: это и проекты в инфраструктуре — порты, аэропорты, закладка судоверфей и кораблестроение. Активно поддерживаем и проекты, связанные с развитием судоходства, импортозамещением и продовольственной безопасностью. Так, в начале сентября было спущено на воду первое краболовное судно «Капитан Хазан». Оно будет работать в акватории Берингова, Баренцева и Охотского морей, способно перевозить до 120 тонн живого краба. Строительство краболовных судов — часть масштабной работы по развитию логистической инфраструктуры Дальнего Востока и Арктики, эффективному использованию уникальных ресурсов в интересах региона и всех его жителей. До конца года ждем спуска на воду еще двух подобных кораблей.

Помимо крупных инфраструктурных проектов, большая работа по комплексному обновлению парков транспорта идет в городах. Из самых свежих примеров — началась поставка автобусов в Улан-Удэ. Парк перевозчиков столицы Бурятии пополнили 20 автобусов. Вместе с ГТЛК мы уже реализовали 15 аналогичных совместных проектов по модернизации общественного транспорта в 12 российских городах. На Дальнем Востоке этот проект первый, но далеко не последний. В настоящее время прорабатываем реализацию аналогичных проектов в нескольких крупных городах ДФО. На Форуме подписали соглашение с руководством республики Саха и города Якутска о модернизации общественного транспорта. Общая стоимость программы — 3,9 млрд руб.

Очевидные плюсы — снижение аварийности, оптимизация сети и дорожного трафика. В целом транспортные проекты для нас на особом счету. Горожанин каждый день в движении — на работу, учебу, в больницу. Насколько комфортен, безопасен и экологичен городской транспорт, непосредственно влияет на жизнь людей.

Еще один крупный проект — запуск производства автобусов на Дальнем Востоке. Это первый в регионе проект по производству автобусов. Инициатор — Volgabus. Площадка для будущего дальневосточного автобусного кластера будет в Хабаровске, мощность производства — до 1 тыс. автобусов в год.

— Инструментов для поддержки проектов хватает?

— Поворот на Восток, о котором сегодня много говорят, в нашем случае не новый маневр, а сохранение довольно высокого темпа работы. Инструментарий, который мы используем для реализации проектов на Дальнем Востоке, хорошо знаком инвесторам, понятен и очень востребован. Проекты на Дальнем Востоке, признанные Правительством приоритетными, получают льготное кредитование по ставке порядка 2%. Оператором субсидии выступает ВЭБ. За годы работы этот инструмент доказал свою эффективность — и по числу созданных рабочих мест, и по объему рыночного софинансирования. И сегодня, фиксируя высокий интерес бизнеса к мерам поддержки и уникальные возможности для реализации важнейших для региона проектов, мы уверены: работы будет много.

Финансовой составляющей участие ВЭБа не ограничивается, мы активно задействуем экспертизу по ключевым направлениям развития городской экономики: городской общественный транспорт, строительство школ, проекты в медицине, модернизация ЖКХ.

Оперативно мы реагируем и на самые актуальные для бизнеса запросы. Например, для многих компаний, рассматривающих возможность экспансии в регион, важный момент — наличие современного центра обработки данных (ЦОД). И такой центр в регионе будет. При поддержке ВЭБа в ТОР «Надеждинская» (Приморский край) идет строительство первого коммерческого парка ЦОД высокого уровня надежности (Tier III). Он обеспечит безотказную работу цифровых систем и для предприятий, и для компаний малого и среднего бизнеса, и для граждан, использующих цифровые сервисы.

— Проекты в сфере развития туризма — один из приоритетов?

— Безусловно. Дальний Восток обладает колоссальным потенциалом для развития туризма — прежде всего внутреннего. Ключевой вопрос — создание необходимой инфраструктуры. И вместе с бизнесом и властями — федеральными, региональными и муниципальными — мы активно движемся по проектам. Так, одним из знаковых для региона станет строительство гостиничного комплекса на острове Парамушир (Сахалинская область). Развитие Курильских островов — в зоне особого внимания Президента и Правительства РФ. Для нас подобные проекты на особом счету: это и рост туристического потока на острова Курильской гряды, рабочие места для местных жителей, увеличение налоговых отчислений. И уникальные возможности для отдыха и туризма наших людей.

Ежегодно в Приморский край приезжают 5 млн туристов, запрос на формирование соответствующей инфраструктуры очень большой. Несколько объектов туристической инфраструктуры рассматриваем на острове Русский. Это и семейный спортивный центр с аквапарком, и гостиницы. Уверен, что в результате остров Русский станет настоящей точкой притяжения не только для региона, но и для всей России.

— Одной из доминант нынешнего Форума стала подготовка мастер-планов городов Дальнего Востока. Почему ВЭБ уделяет такое внимание мастер-планированию?

— Только развивая экономику городов, мы обеспечим приток в регион высококвалифицированных специалистов. Дальний Восток может и должен быть регионом, в который будут ехать за новым качеством жизни и уникальными возможностями для реализации своих талантов. Но для этого надо перезапустить экономику городов.

Это сложная и комплексная задача, но мы активно работаем над ее решением вместе с властями, бизнесом, горожанами. Помогаем финансировать разработку мастер-планов 6 городов: Владивостока, Хабаровска, Петропавловска-Камчатского, Читы, Благовещенска и Южно-Сахалинска. Также рассматриваем финансирование проектов, которые войдут в мастер-планы.

По сути, предстоит сформулировать вектор структурной трансформации городов, определить факторы и точки роста, производства и отрасли, которые будут востребованы уже сегодня и, что не менее важно, завтра. Свою роль мы видим в комплексном развитии через реализацию инвестиционных проектов, формирующих новую, более устойчивую, адаптивную экономическую модель города. Помимо действующего инструментария поддержки, очень перспективны инициативы Минвостокразвития по фокусировке на проектах мастер-планов Дальневосточной концессии.

Уверен, что результаты большой совместной работы будут заметны уже в ближайшие 2–3 года в каждом из городов Дальнего Востока и для каждого жителя региона.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
24 сентября 2020
Китай в Арктике. Политика, стратегии и возможности для Аляски
Специалисты Аляскинского университета в Фэрбенксе подготовили доклад, подробно описывающий политику и позицию Китая в Арктике, в частности двусторонние отношения между Аляской и Китаем.
Экспертное мнение
29 августа 2019
Ледоколы будут ходить в арктике как трамваи. Семь вопросов o Северном морском пути

Северный морской путь для кого-то — просто линия на карте, для кого-то — романтические экспедиции Дежнева, Колчака, Шмидта или любимый с детства фильм «Два капитана». А еще это грандиозный проект мирового масштаба, построение кратчайшего пути, который будет не только связывать европейскую часть России с дальним Востоком, но и станет транспортной Артерией для всего мира. Возможно ли, что корабли начнут ходить по северным морям «в режиме электричек»? Когда запустится проект, который романтики сравнивают по масштабу разве что с запуском человека в космос? На эти и другие вопросы мы отвечаем вместе с заместителем гендиректора госкорпорации «Росатом» и главой дирекции Северного морского пути Вячеславом Рукшей.


Исследования
24 мая 2021
Мировые маркетинговые тренды 2021 года: расстановка приоритетов

В докладе компании Deloitte приводятся результаты анализа поведения людей и брендов в период пандемии COVID-19, объясняющие процветание отдельных компаний в это непростое время. Авторы доклада рассматривают актуальные способы сохранения потребительской лояльности к бренду в условиях стремительно меняющегося мира, выделяя семь ключевых тенденций.

Статьи
4 сентября 2020
Восстановление открытости Азии: как надлежащие меры политики могут способствовать экономическому подъему
Эксперты Международного валютного фонда представили статью, содержащую прогноз роста экономики Азии на 2021 год и последующий период, а также меры политики для экономического подъема стран этого региона.