Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Анализ исполнения бюджетов субъектов в 2021 году и бюджетные планы на 2022 год

Исследования
13 июня 2022

В докладе, подготовленном экспертами АКРА, проанализированы процессы исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации в прошлом году, а также их бюджетные планы на 2022 год.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

Большую часть роста доходов субъектов в 2021 году обеспечил налог на прибыль.

Совокупные доходы региональных неконсолидированных бюджетов в 2021 году выросли на 18% по сравнению с прошлым годом, при этом, весь прирост пришелся на налоговые и неналоговые доходы (ННД), которые увеличились на 29% по сравнению с 2020 годом. В докладе отмечается, что совокупные доходы снизились только в трех субъектах РФ. Так, в Республике Крым было зафиксировано уменьшение доходов на 6%, в Калининградской области на 2%, а в Чукотском автономном округе на 1%. При этом Чукотский автономный округ стал единственным, где произошло сокращение ННД на 10%. Авторы исследования уточняют, что основной вклад в рост ННД субъектов страны внесли поступления по налогу на прибыль, выросшие на 1,6 трлн рублей, или на 55%, по сравнению с прошлым годом. Их увеличение обеспечило 60% прироста ННД в 2021 году.


Эксперты отмечают, что при подсчетах стоит учитывать консервативное планирование — стандартную практику, которая также использовалась в 2020 году (когда поводов для оптимистичных прогнозов было мало) при планировании бюджета на 2021 год. Так, изначально запланированные совокупные доходы бюджетов оказались на 28% ниже, чем их итоговое исполнение, а некоторые субъекты очень существенно превысили планы по доходам — на 40% и более. Таким образом, на совокупный профицит бюджета в 2021 году оказали воздействие как рыночная конъюнктура, так и частичное восстановление экономики в прошлом году и эффект низкой базы 2020-го.

Видео: https://roscongress.org/sessions/iif-2019-natsionalnye-proekty-i-regiony-glavnye-voprosy-v-nachale-puti/search/#00:07:52.319

В 2022 году дефицит бюджета будет в основном покрыт с помощью источников, не приводящих к росту долга.

На 2022 год субъекты запланировали снижение совокупных доходов на 7% по сравнению с предыдущим годом (без учета Москвы — на 8%). При этом снижение будет наблюдаться как у ННД, так и у безвозмездных поступлений. Большинство субъектов, чьи ННД нетипично увеличились в прошлом году, прогнозируют их снижение в этом (например, Липецкая область — на 37%, а Тюменская, Курская и Вологодская области — на 32, 29 и 25% соответственно).

В субъектах полагают, что по итогам 2022 года совокупный дефицит бюджета составит 715 млрд рублей: лишь шесть субъектов запланировали исполнение бюджетов с профицитом, четыре субъекта планируют бездефицитный бюджет, остальные же 75 субъектов, с учетом Москвы, планируют завершить год с дефицитом в 1,1 трлн рублей. При этом 36 субъектов (из 66, завершивших прошлый год с профицитом) запланировали показатели дефицита, которые могли бы быть профинансированы лишь за счет собственной ликвидности, без привлечения заимствований (если бы профицит в полном объеме мог остаться на счетах субъекта). В исследовании отмечается, что более трети субъектов обеспечили себе в прошлом году существенный запас финансовой устойчивости. Таким образом, суммарно все субъекты (без учета Москвы) при финансировании дефицитов своих бюджетов в 2022 году планируют почти наполовину (на 44%) полагаться на источники, не приводящие к изменению размера долга, например на остатки на счетах. Еще треть составят банковские кредиты, а нетто-привлечение облигаций обеспечит субъектам покрытие лишь 18% дефицита.

Видео: https://roscongress.org/sessions/regionalnyy-byudzhet-potratit-nelzya-sekonomit/search/#00:34:42.560

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Бюджетное планирование, Институты развития и механизмы поддержки и Региональная политика, которые посвящены вопросам государственного управления и регионального развития.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
26 марта 2020
Антон Табах: Кремлевский пакет: кому помогут антикризисные инициативы Владимира Путина

Предложения президента улучшают слишком умеренный план правительства. Но их недостаточно, чтобы компенсировать малому бизнесу и сфере услуг потери от снижения спроса, а также оказать помощь оставшимся без работы в крупных городах.


Статьи
28 мая 2018
Рейтинг социально-экономического положения субъектов Российской Федерации по итогам 2017 года

К Петербургскому международному экономическому форуму 2018 года, который проходил с 24 по 26 мая в Санкт-Петербурге, рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» подготовило очередной, восьмой по счету, рейтинг социально-экономического положения субъектов Российской Федерации.

Исследования
26 мая 2017
Потенциал российской Арктики для международного сотрудничества

Доклад является частью проекта «Дорожная карта международного сотрудничества в Арктике» и рассматривает вопросы международного сотрудничества в Арктике, а также подходы к управлению российскими арктическими территориями

Экспертное мнение
31 марта 2020
Корономика: до прояснения ситуации

За последние три недели, когда пандемия спровоцировала кризис на мировых и российских рынках, начавший бушевать в полную силу в Европе и Северной Америке, сложилось мнение, что наступили те самые шок и черный день, ради которых и копился фонд, хотя и существенно в более быстрой и тяжелой форме, чем ожидали даже штатные пессимисты.