Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Национальный перечень перспективных проектов 2022

Исследования
4 сентября 2022

Исследование InfraOne Research посвящено вопросам развития инфраструктурных проектов из национального перечня перспективных проектов в рамках текущей нестабильной геополитической и экономической ситуации, введенных ограничений и санкций, а также последствий пандемии.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

Национальный перечень перспективных проектов изменился более чем на две трети.

Так, лишь 29 инициатив остались в нем с мая 2021 года. При этом объем инвестиций в топ-100 проектов за это время увеличился до 2,07 трлн руб., или на 76,2%. Завершение острой фазы коронакризиса и запуск новых мер отраслевой поддержки инициатив обусловили появление на рынке большого количества новых проектов, которые планируют реализовать в одном из форматов государственно-частного партнерства. Объем инвестиций в новые проекты перечня, по оценке авторов исследования, может составить более 1,28 трлн руб.

По количеству инициатив в топ-100 по-прежнему лидирует социальная сфера: 37 проектов на общую сумму 619,4 млрд руб. Несмотря на уменьшение их числа с мая 2021 года — тогда в национальный перечень входили 47 проектов на 220,9 млрд руб., — доля отраслей социальной сферы в общем объеме инвестиций за год возросла с 18,8% до 30%. В транспортной отрасли наблюдалась обратная тенденция: на фоне роста количества инициатив с 23 до 34 штук доля транспорта в сумме вложений в топ-100 уменьшилась на 4,1 п. п., до чуть менее 60%. В абсолютном выражении инвестиции в транспортные проекты национального перечня за прошедший год увеличились с 748,3 млрд руб. до более чем 1,24 трлн руб.

Видео: https://roscongress.org/sessions/spief-2021-infrastruktura-so-znakom-kachestva-kak-menyaetsya-vzglyad-investorov-na-proekty/search/#00:57:48.543

Большую часть проектов национального перечня планируется реализовать по концессии.

В нынешнем топ-100 насчитывается 89 таких инициатив на общую сумму 1,68 трлн руб. При этом уже в ближайшие полгода-год авторы работы ожидают появления на рынке большего числа офсетных контрактов благодаря недавно принятым поправкам в профильное законодательство, предполагающим снижение минимального порога инвестиций с 1 млрд руб. до 100 млн руб., а также возможность заключения межрегиональных офсетных контрактов. Однако в целом авторы работы уточняют, что концессионные соглашения и дальше будут оставаться наиболее предпочтительным для властей и инвесторов форматом запуска инициатив национального перечня.

Стоит отметить, что средний потенциал запуска проекта национального перечня за прошедший год увеличился с 3,3 до 3,8 балла (чем выше балл, тем ближе проект находится к запуску). Это связано, с одной стороны, с ростом количества проектов с потенциалом запуска от 2,5 до 4,5 балла, а с другой — с уменьшением числа инициатив с низкими оценками (1–2,5 балла). Такие изменения в составе национального перечня объясняются выходом на рынок тех проектов, которые начали готовить еще в период пандемии, а также возможностью заключения соглашений без конкурса в некоторых отраслях (прежде всего в образовании).

Авторы уточняют, что проекты национального перечня 2022 года находятся под влиянием не только последствий пандемии, но и масштабных внешнеэкономических ограничений. Теперь властям и потенциальным инвесторам приходится учитывать еще большее число рисков, которые могут стать препятствием для реализации проектов. По оценке авторов, санкции и их последствия могут отразиться на перспективах запуска чуть более трети проектов национального перечня на общую сумму 1,14 трлн руб., что составляет почти 55% от общего объема инвестиций в топ-100 инициатив нынешнего года.

Видео: https://roscongress.org/sessions/spief-infrastrukturnye-obligatsii-kak-effektivnyy-mekhanizm-razvitiya-regionov/search/#00:48:55.551

Лидером по количеству планируемых проектов из числа вошедших в топ-100 нынешнего года стал Дальневосточный федеральный округ.

Так, в данном регионе планируется реализация 21 проекта с общим объемом вложений 384 млрд руб. При этом по сумме инвестиций в проекты первую строчку занимает Приволжский федеральный округ, год назад занимавший по этому показателю четвертое место среди всех макрорегионов. Теперь там планируют к запуску 20 инициатив на общую сумму 465 млрд руб. В 2022 году проекты национального перечня менее равномерно распределены по территории страны: на три федеральных округа — ПФО, СЗФО и ДФО — приходится 54 проекта с суммарным объемом инвестиций 1,29 трлн руб., что составляет более 62% всех вложений в топ-100.

Видео: https://roscongress.org/sessions/eef-2021-perezagruzka-ostrovnykh-territoriy-dalnego-vostoka-osobye-usloviya-dlya-investitsiy/search/#00:33:45.728

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Экономический прогресс, Инфраструктурное развитие, Региональная политика и СидимДомаЭкономика, посвященных вопросам экономического развития и инфраструктуры в стране и отдельных регионах, а также возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии и после нее.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Статьи
13 июня 2022
Экономический рывок

Говорят, что если бы не было кризисов, то их нужно было бы придумать. Согласиться с этим доводом могут лишь те, кто знает, как не спасовать, а переформатировать имеющиеся ресурсы и извлечь из кризиса максимум пользы, открыв для себя новые горизонты для развития. Изменение мирового порядка, происходящее сегодня, влечет за собой многослойные процессы преобразований и адаптации. Их можно увидеть на примере регионов, которым удается умело формировать новые точки роста. Одним из передовиков этого направления стала рязанская область. Руководство региона трактует сложившуюся ситуацию как прямую возможность для экономического рывка. И не только утверждает это, но и доказывает на практике.

Экспертное мнение
29 декабря 2022
Дальневосточная концессия навстречу потребностям региона

Можем ли мы утверждать, что в развитии территории Дальнего Востока, на первое место выступает социальная сфера? Ответ неоднозначный. С одной стороны, социальные потребности жителя любого региона России приравниваются к общему (среднему) набору потребительской корзины. С другой стороны, квалификация, информационная доступность (информированность современного человека) и рестрикционная кредитно-финансовая политика РФ позволяют сделать вывод, что предприниматель / инвестор / девелопер в любой точке России отлично осведомлен по вопросам управления и ресурсного обеспечения своей деятельности (люди, финансы, бизнес-сеть, связь, транспорт, сервис регулятора). Мы полагаем, что приоритет социального вопроса для ДФО может иметь «конкурента» — развитие частного хозяйства. Предпринимательство всегда вносит в регион социально-экономический эффект, поэтому регулятору на уровнях Россия-Регион-Муниципалитет — нужно иметь не контрадикторную политику и совпадение линейки сервиса госслужб с интересом хозяйствующего человека.


Исследования
7 октября 2022
Отчет о торговле и развитии 2022

Флагманский доклад ЮНКТАД анализирует основные тренды и риски развития мировой экономики в 2022 году.