Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Развитие инфраструктуры России: адаптация к современным вызовам

Экспертное мнение
5 октября 2021

Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ПМЭФ-2021 «Инфраструктура со знаком качества. Как меняется взгляд инвесторов на проекты?».

Авторы:

Буренков Андрей Валерьевич, начальник управления имущественного комплекса Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Тодовянская Анастасия Владимировна, кандидат экономических наук, аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета 2016-2019 гг.; финансовый менеджер ООО «Оккервиль»

Дефицит инфраструктуры сегодня является глобальным феноменом — 29% населения мира, или 2.1 млрд. человек, не имеют доступа к безопасной питьевой воде, 13% жителей не имеют доступа к электричеству, 40% населения — доступа к экологически чистому топливу для бытовых нужд [1]. Согласно прогнозам Global Infrastructure Hub (далее — GIH), созданном для реализации программ устойчивого и инклюзивного развития инфраструктуры стран G20, в Мире к 2040 г. дефицит инфраструктурных инвестиций составит 15 трлн. долл. США [2]. Несмотря на сложности расчета экономической эффективности инвестиций в инфраструктурные проекты, подавляющее большинство исследований, направленных на изучение характера влияния инфраструктуры на экономический рост [3], раскрывают высокую степень их эффективности, как в развитых, так и развивающихся странах, при безусловном положительном влиянии на общественное благосостояние и качество жизни общества. Ставки рентабельности инфраструктурных проектов вариативны в разных случаях, при этом спилловер-эффекты обеспечивают трехкратный рост отдачи [4].

Однако ввиду капиталоемкости, комплексности и долгосрочности инфраструктурных проектов сложно реализовать все требуемые инфраструктурные проекты за счет бюджетных средств. В этой связи важной задачей перед любым государством, в том числе Россией, как подчеркнула Светлана Ячевская [5] (заместитель председателя, член правления, ВЭБ.РФ), является привлечение частных, а также международных, особенно институциональных, инвесторов, требования к инвестиционным проектам которых отличаются все большей комплексностью.

Развитие инфраструктуры России сегодня: переход на качественный уровень

Развитие инфраструктуры является одним из ключевых драйверов экономического роста и требует значительных инвестиций, чтобы удовлетворять постоянно растущий спрос населения на качественную инфраструктуру. Однако для привлечения финансирования из внешних источников, сегодня необходимы новые подходы к строительству и эксплуатации инфраструктурных объектов, учитывающие, наряду с экономической эффективностью, также расширенный спектр факторов социального характера и вопросов экологии. Все большую роль сегодня играют нефинансовые характеристики инвестиционных проектов, обеспечивающие их соответствие принципам устойчивого, инклюзивного развития, которые выражаются в стремлении реализовать переход к чистым источникам энергии, обеспечить электрификацию транспорта, повысить уровень национальной системы здравоохранения, как было освещено г-ном Салеха бин Маджид Аль-Хулаифи (исполняющий обязанности заместителя Министра по торговым вопросам, Министерство торговли и промышленности Государства Катар) на сессии ПМЭФ-2021 «Инфраструктура со знаком качества. Как меняется взгляд инвесторов на проекты?» [6].

В действительности, повестка устойчивого развития стала глобальным трендом и требует отражения Целей устойчивого развития ООН (далее — ЦУР) во всех сферах. В этой связи в России ВЭБ.РФ, Национальным Центром ГЧП и международной инжиниринговой компанией АИКОМ, при поддержке Минфина, была разработана система оценки инфраструктурных проектов IRIIS, в полной мере отражающая ЦУР ООН и Принципы качественных инфраструктурных инвестиций G20 (Принципы QII) [7]. IRIIS позволяет оценить качество проектов по направлениям «экономика и управление», «качество жизни», «экология и климат», максимально учитывающие требования международных финансовых институтов, деятельность которых сфокусирована на устранении инфраструктурного дисбаланса в мире.

Общий объем инвестиций в развитие инфраструктуры, предусмотренных Национальными проектами РФ, составляет 26 578 трлн. рублей, из которых наиболее капиталоемкую группу представляют комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (см. Рис. 1), и безопасные и качественные автомобильные дороги, которые аккумулируют свыше 46% всего объема требуемых инвестиций.

Рисунок 1. Структура инвестиций по направлениям развития инфраструктуры в РФ

Источник: Национальные проекты: структура и инвестиции. [Электронный ресурс] // Росинфра. URL: https://rosinfra.ru/digest/national (дата обращения: 10.06.2021).

Но, несмотря на положительную динамику инвестиционных потоков даже в 2020 г., как подчеркнул Илья Торосов (заместитель Министра экономического развития Российской Федерации), и прогнозному росту инвестиций в развитие инфраструктуры [8], доля частных инвестиций составляет лишь 1,7% (см. Рис. 2), что ниже общемирового показателя и указывает на необходимость проработки инструментария повышения инвестиционной привлекательности инфраструктурных проектов для частных инвесторов. Важным в данном аспекте представляется привлечение международных инвесторов, особенно институциональных, которые традиционно предъявляют повышенные требования к инвестиционным проектам.


Рисунок 2. Доля частных инвестиций в инфраструктурные проекты, 2020 г.

Источник: Инвестиции РФ и мира.

Environmental, Social, Governance: роль факторов в принятии инвестиционных решений

Сегодня уже нельзя недооценить роль качественных характеристик инвестиционных проектов, а именно ESG-факторов (экологические аспекты, социальное развитие и управленческие факторы [9]) в процессе принятия инвестиционных решений международными инвесторами. Исследования Ernst & Young [10], PricewaterhouseCoopers [11] и FTSE Russell [12] раскрывают усиливающуюся тенденцию роста роли ESG-факторов в системе оценки инвестиционных проектов: свыше 70% международных инвесторов используют ESG-скрининг на постоянной основе, подавляющее число институциональных инвесторов пересматривают стратегию в сторону снижения «углеродного следа» своих инвестиционных пакетов; в таких странах, как Канада, Австралия, Новая Зеландия доля устойчивых инвестиций составляла в 2018 г. более 50% профессионально управляемых активов [13].

Интегрируется такая система принятия инвестиционных решений и в отношении инфраструктурных проектов: объемы привлеченных средств в глобальные фонды, чья стратегия ориентирована на принципы ESG, по результатам 2020 г. выросли на 110% и составили 350 млрд. долл. США [14]. Таким образом, становится крайне важным при структурировании проектов, в рамках обеспечении их инвестиционной привлекательности на мировом рынке капиталов, учитывать весь спектр задач инклюзивного развития и ответственного инвестирования.

Инвестиционная привлекательность на международном уровне является емким понятием и, помимо «зеленой» повестки, также включает такие параметры, как государственная поддержка, риски фидуциарного и регуляторного содержания, развитость комплементарных отраслей, как подчеркнул Франсуа Бержер (исполнительный директор, Ассоциация долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (LTIIA)). В международной практике, ряд рисков нивелируется посредством доступности прозрачной, достоверной информации о состоянии и развитии национального рынка, а также его акторах: одним из атрибутов группы стран, лидирующих в объемах привлекаемых инвестиций на национальный рынок коммерческой недвижимости согласно The Global Real Estate Transparency Index, 2020 [15] является «прозрачность», реализуемая через инструменты государственного регулирования в отношении требования повсеместного раскрытия информации.

Несмотря на постоянную проработку инструментария развития инфраструктуры России со стороны регулятора и институтов развития с использованием лучших мировых практик, статистика говорит о недостаточной инвестиционной привлекательности инфраструктурных проектов для частного инвестора. Принимая во внимание повестку устойчивого развития, принципы G20 по инвестициям в качественную инфраструктуру, а также ESG-факторы, можно сформулировать следующие группы вопросов формирования качественной инфраструктуры, которые требуют постоянной адаптации к современным условиям развития (см. Рис. 3).


Рисунок 3. Элементы качественной инфраструктуры

Источники: G20 Principles for Quality Infrastructure Investment. [Электронный ресурс] // Ministry of Finance, Japan. URL: https://www.mof.go.jp/english/policy/international_policy/convention/g20/annex6_1.pdf (дата обращения: 11.06.2021); Руководство для начинающих...

При этом, обеспечение всех элементов качественной инфраструктуры требует институциональной поддержки, экспертизы, а также обеспечение прозрачности всего цикла реализации инфраструктурных проектов в России.


[1] Energy Access. [Электронный ресурс] // Our World in Data. URL: https://ourworldindata.org/energy-access (дата обращения: 10.06.2021).

[2] Infrastructure Outlook. [Электронный ресурс] // Global Infrastructure Hub. URL: https://outlook.gihub.org/(дата обращения: 10.06.2021).

[3] Välilä T. Infrastructure and growth: A survey of macro-econometric research // Structural Change and Economic Dynamics. — 53. — 2020; Pradhan R. P., Arvin M. B., Nair M. Urbanization, transportation infrastructure, ICT, and economic growth: A temporal causal analysis // Cities. — 115. — 2021; Khan H., Li U., Jiang J., AsifKhan M. Impact of infrastructure on economic growth in South Asia: Evidence from pooled mean group estimation // The Electricity Journal. — 33(5). — 2020; Nawaz S., Mangla I. U. The economic geography of infrastructure in Asia: The role of institutions and regional integration // Research in Transportation Economics. — 2021.

[4] Wu G. L., Feng Q., Wang Z. A structural estimation of the return to infrastructure investment in China // Journal of Development Economics. — 152. — 2021. [Электронный ресурс] // URL: https://doi.org/10.1016/j.jdeveco.2021.102672 (дата обращения: 07.06.2021).

[5] Инфраструктура со знаком качества. Как меняется взгляд инвесторов на проекты? [Электронный ресурс] // Росконгресс. 04.06.2021. URL: https://roscongress.org/sessions/spief-2021-infrastruktura-so-znakom-kachestva-kak-menyaetsya-vzglyad-investorov-na-proekty/discussion/ (дата обращения: 10.06.2021).

[6] Там же.

[7] IRIIS. Система оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов. [Электронный ресурс] // Росинфра. 04.09.2020. URL: https://rosinfra.ru/digest/documents/one?slug=iriis-sistema-ocenki-kacestva-i-sertifikacii-infrastrukturnyh-proektov (дата обращения: 10.06.2021).

[8] Инвестиции РФ и мира в развитие инфраструктуры. [Электронный ресурс] // Росинфра. URL: https://rosinfra.ru/digest/national(дата обращения: 10.06.2021).

[9] Руководство для начинающих по ответственному инвестированию в инфраструктуру. [Электронный ресурс] // ООН. 2018. URL: https://www.unpri.org/download?ac=11259 (дата обращения: 07.06.2021).

[10] EY Global Financial Accounting and Advisory Services (FAAS) corporate reporting survey, 2018. [Электронный ресурс] // Ernst & Young. URL: https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/en_gl/topics/assurance/assurance-pdfs/2018-EY-Global-Financial-Accounting-Advisory-Services-Corporate-Reporting-Survey.pdf (дата обращения: 11.06.2021).

[11] Global Private Equity Responsible Investment Survey 2021. Private equity’s ESG journey: From compliance to value creation. [Электронный ресурс] // PricewaterhouseCoopers. URL: https://www.pwc.com/gx/en/services/sustainability/publications/private-equity-and-the-responsible-investment-survey.html(дата обращения: 11.06.2021).

[12] ESG Ratings. [Электронный ресурс] // FTSE Russell. URL: https://www.ftserussell.com/data/sustainability-and-esg-data/esg-ratings (дата обращения: 11.06.2021).

[13] Global Sustainable Investment Review 2018. [Электронный ресурс] // Global Sustainable Investment Alliance. URL: http://www.gsi-alliance.org/wp-content/uploads/ 2019/03/GSIR_Review2018.3.28.pdf (дата обращения: 11.06.2021).

[14] Cumbo J. How green is your pension? Savers are offered a growing range of sustainable funds, but the choice is tricky. [Электронный ресурс] // Financial Times. 26.02.2021. URL: https://www.ft.com/greenpensions (дата обращения: 11.06.2021).

[15] Global Real Estate Transparency Index 2020. [Электронный ресурс] // JLL. 07.06.2020. URL: https://www.us.jll.com/en/trends-and-insights/research/2020-global-real-estate-transparency-index (дата обращения: 11.06.2021).



Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
31 марта 2017
Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016–2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов

В настоящем исследовании в обобщенном виде представлены результаты применения механизмов ГЧП для развития российской инфраструктуры по состоянию на начало 2017 года

Исследования
26 мая 2017
Доходы, расходы и социальное самочувствие населения России в 2012–2016 годах

Доклад представляет анализ результатов опросов населения о доходах, расходах и субъективных оценках экономического положения в России. В ходе исследования были учтены не только объективные изменения в жизни, в частности, в структуре доходов и расходов, но и их субъективное восприятие.