Доклад Высшей школы экономики посвящен вопросам роли и места экологической повестки во внутренней и внешней политике России, реализуемой в кардинально меняющемся мире, в том числе во взаимодействии с ключевыми интеграционными объединениями с участием нашей страны (ШОС, БРИКС, ЕАЭС).
Доклад подготовлен авторским коллективом факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ под руководством С.А. Караганова по итогам трех ситуационных анализов под эгидой МИД России и при поддержке Фонда Росконгресс, Комитета по международным делам Государственной Думы ФС РФ, Совета по внешней и оборонной политики и журнала «Россия в глобальной политике».
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
Сохранение и сбережение природы должно стать важной составляющей российской национальной идеи, ее миссии для себя и для мира.
Учитывая все большую злободневность экологических проблем для подавляющего большинства стран мира, возникает потребность в формировании подлинно объединительной, а не разделительной, недискриминационной природосберегательной и климатической повестки дня, которая стимулировала бы общемировое движение к уменьшению экологического ущерба и сокращению выбросов парниковых газов, а не формировала узкий круг привилегированных стран при минимальном эффекте для изменения климата. Россия с ее богатейшим природным потенциалом и положением экологического донора планеты могла бы стать инициатором такой повестки.
Современная экологическая политика России недостаточно активна и не в полной мере отвечает вызовам времени, в частности, резкому росту значимости окружающей среды в мировой экономике и международных отношениях, превращению ее в фактор конкуренции, а также тесному сращиванию экологической повестки с экономической и технологической.
Начиная с 1990-х годов экологическая политика воспринимается в России как бремя, а порой и как угроза для экономического развития. Наиболее очевидно это прописано в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации (от 2017 года), где развитие «зеленых технологий» причислено к основным вызовам и угрозам экономической безопасности страны в первую очередь из-за того, что данные технологии снижают спрос на сырьевые товары, экспортируемые Россией. Выстраивать внешнюю и внешнеэкономическую политику на прежних опорах означает смириться с тем, что роль России в мировой экономике и мировой политике неизбежно будет снижаться.
Защита природы также должна стать одним из приоритетных направлений внешней политики России, важной частью повестки дня как двусторонних диалогов России с ключевыми партнерами, прежде всего с Китаем и ЕС, так и многосторонних институтов с российским участием (БРИКС, ШОС, ЕАЭС).
На сегодняшний день из-за разногласий между странами-членами экологическая и климатическая проблематика не относится в рамках БРИКС и ШОС к числу наиболее приоритетных. Однако России желательно проявить в данном вопросе лидерство и содействовать постепенному преодолению разногласий и заполнению данного пробела, начиная с диалога по экспертной линии. Речь в первую очередь должна идти не о краткосрочных обязательствах государств-членов в экологической сфере, а о совместной с Россией выработке новой глобальной повестки в области защиты природы, более справедливой, чем та, что предлагается сегодня Западом, и подчеркивающей позитивный вклад России в решение мировых экологических и климатических проблем.
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Национальный проект «Экология», Изменение климата, БРИКС и ШОС, посвященных развитию и повышения роли экологической повестки во внутренне- и внешнеполитических отношениях.