Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Индия – новый вектор российской внешней политики

Экспертное мнение
29 декабря 2022
Индия – новый вектор российской внешней политики
Дата выхода
29.12.2022
Авторы
Бурлаков Виктор

Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ВЭФ-2022 «Россия — Индия».

Автор: Бурлаков Виктор Алексеевич, кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры Тихоокеанской Азии Восточного института — Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета

Современные российско-индийские отношения находятся на подъеме. В этом заинтересованы обе стороны. Россия после объявленного в 2014 году «поворота на Восток» и особенно после введения против страны жестких международных санкций стремится расширить отношения с партнером, который зарекомендовал себя в качестве надежного контрагента, заинтересован в поставках российских товаров и позицианирует себя в качестве дружественно нейтральной стороны в обострившемся противостоянии России и западных стран. Индия, в свою очередь, пытаясь диверсифицировать свою внешнюю политику и избавиться от возрастающей опеки со стороны Соединенных Штатов Америки, рассматривает Россию в качестве важного политического значимого экономического партнера.

Важной особенностью российско-индийских отношений является высокая интенсивность политических контактов. Наиболее значимой площадкой остаются ежегодные встречи и переговоры на высшем уровне, в рамках которых стороны сверяют свои внешнеполитические позиции и обсуждают ключевые сферы сотрудничества двух стран. Так, в 2019 году визит премьер-министра Индии Нарендры Моди в Россию был приурочен к проходящему во Владивостоке Восточному экономическому форуму. 4 сентября состоялся 20-й ежегодный российско-индийский саммит, по результатам которого было принято совместное заявление «Через доверие и партнерство — к новым вершинам сотрудничества». Перед переговорами В.В Путин и Н. Моди посетили верфь судостроительного комплекса «Звезда» в городе Большой Камень. В рамках ВЭФ оба политика приняли участие в пленарной сессии.

Данный визит, по сути, послужил отправной точкой для формирования новой политики Индии «Действуй на Дальнем Востоке», которая уделяет приоритетное внимание межрегиональному сотрудничеству.

В декабре 2021 года в ходе визита Президента России В.В. Путина в Индию прошел 21-й ежегодный российско-индийский саммит (в 2020 году саммит не проводился по причине обострения пандемии инфекции COVID-19). После состоявшихся переговоров было подписано совместное заявление «Россия — Индия: партнерство во имя мира, прогресса и процветания», а также целый пакет документов, в числе которых контракт на поставку российской нефти в 2022 году между ПАО «НК «Роснефть» и Indian Oil Corporation Limited. Следует заметить, что принятое заявление в значительной степени было посвящено вопросам экономического сотрудничества России и Индии. Отдельным блоком был выделен раздел, посвященный сотрудничеству на Дальнем Востоке России.

Кроме традиционных ежегодных двусторонних переговоров обычными стали встречи В.В. Путина и Нарендры Моди «на полях» таких международных саммитов, как БРИКС и ШОС, которые также проводятся ежегодно. Не стал исключением и прошедший 16-17 сентября 2022 года в Самарканде (Узбекистан) очередной саммит Шанхайской организации сотрудничества.

Важнейшими элементами двустороннего взаимодействия являются также Межправительственные российско-индийские комиссии (МПК). В рамках отношений России и Индии действуют две такие комиссии: МПК по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству и МПК по военно-техническому сотрудничеству. Регулярная работа комиссий способствует наращиванию торгово-экономического сотрудничества и развитию контактов заинтересованных предприятий и организаций.

Перспективным механизмом содействия развитию взаимовыгодного экономического сотрудничества является Российско-Индийский стратегический экономический диалог. В ходе его работы были определены пять основных направлений потенциального сотрудничества: транспортная инфраструктура, сельское хозяйство и переработка сельхозпродукции, поддержка малого и среднего бизнеса, цифровая трансформация и передовые технологии, промышленное и торговое сотрудничество. Каждое из этих направлений предполагает наполнение конкретными проектами.

Рассматривая данный формат российско-индийских отношений, следует заметить, что он четко вписывается в основную парадигму индийской внешней политики и в целом соответствует национальным интересам страны. Нью-Дели делит мир в соответствии с так называемыми тремя кольцами или мандалами: ближайшее соседство (Южная Азия) — дальнее соседство (Ближний Восток, Средняя Азия, Юго-Восточная Азия и Восточная Африка) — весь остальной мир. Два первых круга представляют собой зоны жизненно важных интересов страны, а внешний круг — это сфера потенциального сотрудничества, куда Индия проецирует максимально дружелюбный образ страны. Основная задача здесь — поиск выгодного сотрудничества и избегание обязательств, которые могут повредить национальным интересам Индии.

Взаимодействие с Россией строится на основании именно данных принципов. Поэтому основными направлениями сотрудничества являются экономическое и военно-техническое. Это позволяет избегать жестких союзнических обязательств и извлекать максимально возможные преференции. При том, что Индия дистанцируется и от европейских международно-политических процессов, страна может позволить себе в целом нейтрально реагировать на то, что происходит в регионах, напрямую не затрагивающих приоритеты Индии.

К числу перспективных сфер российско-индийского сотрудничества в первую очередь относят сферу энергетики. За последние полгода индийская сторона заметно нарастила объемы импорта российской нефти, которые теперь составляют около шести процентов [1]. В абсолютных цифрах это не так много, но в данном случае важна позитивная динамика. Вопрос о наращивании импорта российской нефти стоял давно, однако подвижки произошли лишь в последнее время.

Актуальным остается вопрос импорта российского угля, который активно используется как в металлургии, так и в электрогенерации. В рамках работы сессии «Россия — Индия» председатель совета директоров АО «Колмар Груп» Анна Цивилева подтвердила данную мысль, отметив, что Индия активно наращивает объемы производства стали, а потому нуждается в увеличении закупок высокотемпературных углей.

Третьей составляющей данной сферы является природный газ. Индия неоднократно высказывала свою заинтересованность в импорте данного вида ископаемого топлива. Однако отсутствие возможности транспортировки газа при помощи газопроводов существенно снижает потенциальные объемы поставок. В текущем году «Газпром» согласно контракту с индийской GAIL планирует поставить до 2,5 млн тонн сжиженного природного газа. К 2023 году начинает действовать первая очередь завода по сжижению природного газа «Арктик СПГ-2», продукция которого будет направляться в Индию, что также предполагает увеличение общего объема поставок [1]. При этом обсуждался вопрос вхождения в данный проект в качестве акционеров консорциума индийских компаний (Petronet lng и ONGC Videsh) с долей 9,9%.

Традиционно значимой сферой российско-индийского сотрудничества остается военно-техническое сотрудничество. Здесь можно назвать поставки российского ЗРК С-400, совместное производство четырех фрегатов проекта 1135.6, производство в Индии самого передового в мире автомата АК-203 со 100-процентной локализацией, дополнительные поставки Су-30 МКИ и МиГ-29, а также дополнительные поставки боеприпасов «Манго» и ЗРК малого радиуса действия [2].

Россия является одним из ключевых партнеров Индии в сфере мирного использования ядерной энергии. Ключевым проектом здесь является сооружение оставшихся энергоблоков АЭС «Куданкулам» в штате Тамилнад. Активно обсуждаются вопросы строительства еще одной АЭС в Индии, а также российско-индийская кооперация в сооружении атомной электростанции «Руппур» в Бангладеш.

Значимым также является сотрудничество в сфере химической промышленности. Продукция данной сферы составляет 28% российского импорта в Индию, а половина этой доли приходится на фармацевтическую отрасль. При этом сотрудничество двух стран в производстве лекарственный средств только нарастает и, как отметил президент группы компаний «Фармасинтез» Викрам Пуния, имеет серьезную перспективу. Стороны достигли существенного прогресса в деле производства в Индии российской вакцины «Спутник V». Второй важной составляющей поставок продукции химической промышленности являются минеральные удобрения, которые традиционно находят спрос на индийском рынке.

Не ослабевает значение и других вполне традиционных сфер сотрудничества: производство алмазов, взаимные поставки продуктов пищевой и легкой промышленности, а также товаров народного потребления.

В последнее время к числу сфер двустороннего сотрудничества стали добавлять такие сферы как судостроение и космос. В рамках судостроения сотрудничество только набирает обороты. Интересным выглядит проект сотрудничества между судостроительным комплексом «Звезда» и индийской компанией «Мазагаон Док Лимитед» в сфере строительства новых судов для Северного морского пути.

Набирает обороты сотрудничество между госкорпорацией «Роскосмос» и Индийской организацией космических исследований. Перспективными здесь называются программы пилотируемой космонавтики и спутниковой навигации. Возможно полноценное сотрудничество в области разработки ракет-носителей.

К числу перспективных, но на данный момент недостаточно развитых сфер сотрудничества относят такие сферы, как информационные технологии (в том числе венчурное инвестирование), альтернативная энергетика и туризм. Обе страны проявляют интерес к данным сферам, но их развитие сдерживается многими факторами.

При оценке проблем, препятствующих развитию российско-индийских отношений, эксперты в целом единодушны. Это нашло свое отражение и в работе сессии ВЭФ «Россия — Индия». Прежде всего, к числу проблем относят наличие диспаритета в российско-индийской торговле в пользу России. Нью-Дели стремится к сокращению отрицательного сальдо в торговле с Москвой путем расширения номенклатуры товаров, что может привести к сокращению стоимости контрактов и снижению объемов двусторонней торговли.

Проблемой также остается нерешенность вопроса взаиморасчета в формате национальных валют. В современных условиях Россия стремится к отходу от использования доллара и евро в двусторонних торговых отношениях с другими странами. Однако в случае с Индией переход расчета на формат рупия-рубль ведет к существенному усложнению обеспечения торговых отношений.

Наиболее значимой проблемой на сегодняшний день остается логистика. Россия и Индия не имеют сухопутных границ, а регионы, лежащие между странами, отличаются повышенной конфликтностью. Это серьезно усложняет процесс доставки грузов. Действующий международный транспортный коридор Север-Юг не справляется с объемом перевозок. Морская линия Владивосток-Ченнаи на сегодняшний день так и не заработала, столкнувшись с нехваткой контейнерного парка, недостатком судов и сложностями в страховании грузов. Слабо развито и авиасообщение между странами.

Рекомендации.

1. Поступательное развитие отношений. Индийская сторона (как органы государственной власти, так и частный бизнес) отличается консерватизмом. Это значит, что в Индии никто не будет вводить что-либо новое или менять сложившиеся отношения без четкого понимания возможных выгод. Достижение этого возможно только в условиях поступательности. Поэтому форсировать отношения с индийскими партнерами не только нецелесообразно, но и вредно. В этом случае наиболее действенным приемом должна стать всесторонняя поддержка сложившихся отношений и создание дополнительных переговорных площадок, в работу которых должны быть включены не только государственные чиновники, но и представители бизнес-структур и общественных организаций.

2. Стимулирование сотрудничества на уровне регионов России и Индии. Индия достаточно многогранная страна, в которой каждый штат имеет определенные особенности. Эти особенности могут нивелироваться на уровне межправительственного сотрудничества, но могут оказаться определяющими в рамках межрегиональных отношений.

3. Подготовка специалистов-индологов. На сегодняшний день в России ощущается недостаток подготовленных специалистов, способных провести всесторонний анализ экономических и политических процессов, происходящих в Индии и Южной Азии. Восполнить этот пробел возможно только путем стимулирования государством подготовки необходимых специалистов.

Список источников:
[1] Шелест Дмитрий. Берлога для слона // URL: https://www.eastrussia.ru/material/berloga-dlya-slona/ Дата обращения: 18.09.2022.
[2] «В российско-индийских отношениях происходит революция» // Коммерсант, 19.10.2021. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5039279 Дата обращения: 18.09.2022.


Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
11 сентября 2019
Исследование социально-экономических преимуществ услуг связи 5G, предоставляемых в диапазоне mmWave

Доклад Ассоциации GSM раскрывает преимущества услуг 5G, предлагаемых в миллиметровом диапазоне (мм-волны; mmWave), и является первым в своём роде исследованием, где рассматривается и количественно оценивается влияние спектра mmWave на общий вклад сетей 5G в улучшение жизни общества.

Статьи
25 октября 2018
Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития

В статье Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева, опубликованной в журнале «Вопросы экономики», анализируются задачи экономической политики России на 2018–2024 гг., в частности в области образования и науки, здравоохранения, социальной политики, технологий, финансов и экспорта.


Исследования
20 мая 2020
Борьба с COVID-19. Доклад об экономике региона Европы и Центральной Азии, весна 2020 года
В докладе Всемирного банка об экономике региона Европы и Центральной Азии приводится краткая сводка последних событий и описываются перспективы экономического роста исходя из различных сценариев развития пандемии коронавируса.
Экспертное мнение
5 октября 2021
Санкции в условиях кризиса: перенастройка инструментария

Прошедший 2-5 июня с.г. Петербургский форум по-новому поставил вопрос односторонних санкций: от ставшей традиционной оценки прямых бизнес-эффектов и влияния на ВВП санкционная дискуссия перешла на уровень этической оценки односторонних ограничительных мер как все более востребованного инструмента внешней политики ведущих мировых держав.