Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

COVID-19: угрозы и вызовы событийной индустрии в России. Результаты опроса участников рынка. Итоги 2020 года

Исследования
3 февраля 2021

В ноябре 2020 — январе 2021 года Выставочный научно-исследовательский центр R&C (ВНИЦ R&C) совместно с Российским союзом выставок и ярмарок (РСВЯ), Национальным конгресс-бюро (НКБ), Союзом выставочных застройщиков (СВЗ), Ассоциацией директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР), а также при поддержке Фонда Росконгресс провел второе маркетинговое исследование о влиянии ограничений, связанных с пандемией, на российскую событийную индустрию. В дополнение к исследованию, проведенному в апреле 2020 года, была обновлена информация по показателям компаний отрасли. Кроме того, дополнительно был проведен опрос ведущих игроков рынка с целью получения их оценки сложившейся ситуации.

На декабрь 2020 года в соответствии с методологией исследования в базу было собрано 2557 действующих компаний событийной индустрии. По сравнению с апрелем количество компаний выросло на 24% в основном за счет фирм, недавно перешедших на ОКВЭД 82.30, и новых организаций.

Более 70% представленных компаний являются микропредприятиями, 7% — малые предприятия и лишь 0,5% — средние. У остальных компаний вид предприятия не указан.

Объем рынка компаний в выручке 2019 года составил 203 млрд руб., на 12% больше, чем в 2018 году в соизмеримых данных по числу компаний. Москва и Московская область являются центрами событийной индустрии, где сосредоточено более половины компаний отрасли и более 80% оборота. На долю дестинаций, вошедших в топ-10 Рейтинга событийного потенциала регионов России, приходится второй по объему сегмент событийного рынка России благодаря их собственному вкладу в развитие индустрии. Эти дестинации имеют высокие показатели по таким параметрам развития ивент отрасли в стране, как инфраструктура, опыт проведения мероприятий, продвижение региона, политика региональных властей, туристическая привлекательность и транспортная доступность. Рыночные доли остальных регионов России суммарно составляют 20% по количеству компаний и 2% по объемам оборота компаний.

Только у 20% ушедших с рынка компаний была выручка в 2019 году, а у 36% из них и в 2018 году. Большая часть закрытых компаний не вела деятельность в 2018–2019 годах. Исходя из этого, можно предположить, что пока пандемия не стала основной причиной закрытия активных компаний. Однако с учетом существующих процедур банкротства и ликвидации юридических лиц оценить это будет возможно только в конце 2021 года.

Практически в течение всего 2020 года на рынке была полная неопределенность по датам мероприятий. Многие организаторы переносили их по несколько раз. Какие-то мероприятия в итоге проводились, какие-то приходилось отменять в последний момент в связи с новыми ограничениями. Организаторам требовалось взвешивать риски по каждому своему проекту и оставлять только те, которые действительно возможно провести в сложившихся условиях. Для 47% рассматриваемых мероприятий из выборки исследования даты проведения были изменены.

Большую надежду организаторы возлагали на 3–4 кварталы 2020 года. И в августе—сентябре некоторые мероприятия все же удалось провести: ярмарки по возможности устраивались на открытых площадках, какие-то выставки были объединены по дате проведения. Таким образом, доля состоявшихся мероприятий с перенесенными датами увеличилась с 4% в октябре до 10% по итогам 2020 года. Доля отмененных и перенесенных на 2021 год мероприятий выросла с 25% в октябре 2020 года до 37% по итогам года. Несмотря на сложности, 47% мероприятий состоялись в сроки, изначально указанные организаторами. В основном они пришлись на 3–4 кварталы 2020 года.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
27 апреля 2020
У арктического туризма в России появился шанс

Туризм — одна из отраслей, наиболее пострадавших из-за COVID-19. Эксперты убеждены, что ее структура значительно изменится: выездной туризм уступит место внутреннему, станут более популярны поездки в места без массового скопления людей. По мнению управляющего директора Международного союза «Арктика 21 век» Валерия Коровкина, нынешние обстоятельства дают шанс запустить новое туристическое направление, о котором долго говорят, но пока мало делают. Между тем, арктический туризм — высокодоходный бизнес для федеральных и региональных бюджетов, который давно освоили другие прибрежные государства.


Исследования
20 января 2022
Спецвыпуск IHME о будущем COVID-19

В то время как волна новых инфекций COVID-19 от варианта Omicron охватывает мир, надежда уже забрезжила.


Аналитические дайджесты
27 сентября 2019
Событийный паспорт региона: Камчатка

Событийный паспорт региона — новый продукт Ассоциации «Национальное Конгресс-бюро», целью которого является привлечения в российские регионы международных мероприятий по ведущим отраслям с учетом специализации региона. Первый Событийный паспорт региона, на примере Камчатки, был представлен на площадке ВЭФ-2019.


Исследования
21 мая 2020
Меры поддержки населения и экономики на фоне эпидемии COVID-2019 (по состоянию на 7 мая 2020 года)

Эксперты Deloitte представляют обзор наиболее важных мероприятий по поддержке российской экономики. Обзор актуален по состоянию на 7 мая и обновляется по мере публикации или принятия новых инициатив.