В исследовании рейтингового агентства «Эксперт РА» прогнозируется, что по итогам 2020-го спад российской экономики составит 3,8 % ВВП, в следующем году можно ожидать роста в 3,5 % ВВП.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
В условиях глобальной пандемии COVID-19 и двойного удара по экономике России из-за карантинных мер и падения цены на нефть заявленная в январе коррекция экономического курса перешла в радикальное одновременное смягчение и бюджетной, и денежно-кредитной политики.
Если резкий рост бюджетных расходов носит во многом временный характер, то больший акцент на социальную политику и адаптация экономики к низкой инфляции останутся надолго. По итогам года, при базовом сценарии развития ситуации можно ожидать инфляцию около 3 % в год, ключевую ставку и спад ВВП около 4 % при бюджетном дефиците и падении реальных доходов населения около 5 %.
Карантинные меры вызвали существенный спад экономической активности более чем на 20 % и, как следствие, падение ВВП в апреле примерно на 2,5 % от годового ВВП. В «Эксперт РА» полагают, что основной спад уже произошел во втором квартале 2020 года, после чего начался восстановительный рост. При базовом развитии событий, по итогам года, спад составит 3,8 % ВВП, а в следующем году можно ожидать рост в 3,5 % ВВП также восстановительного характера. Полное восстановление произойдет к концу 2021 года.
На фоне удара по потребительскому спросу и инвестициям компаний, а также снижения чистого экспорта основным ресурсом для экономики будут бюджетные расходы, включая чрезвычайные в рамках пакетов поддержки экономики.
Основным драйвером экономического роста в кризисный год станет резкое расширение государственных расходов, и без того увеличенных по результатам январского послания президента. Дополнительные пакеты поддержки, заявленные в апреле-мае, предусматривают ассигнования около 3,8 % ВВП на поддержку пострадавших отраслей и прямые выплаты гражданам. По мере выхода из карантинных мер следует ожидать расширения поддержки и выплат в объеме 2,02,5 % ВВП. Чтобы сохранить минимальный уровень ФНБ на 2021 и последующие годы на фоне снижения доходов бюджета, такая программа потребует дополнительных заимствований на рынке ОФЗ в объеме до 2 % ВВП профинансированных в том числе с помощью долгосрочного РЕПО.
Национальный план восстановления экономики, опубликованный в начале июня, не слишком амбициозен, но хорошо сбалансирован и фактически обречен на успешную реализацию. Однако его масштабы недостаточны для преодоления спада, а реализация национальных проектов по разным причинам идет медленнее, чем это было запланировано.
Основной удар пришелся не на крупные предприятия и инфраструктуру, а на малый и средний бизнес. При относительно небольшой доле в ВВП он имеет огромное значение для поддержания доходов и занятости граждан. При этом инфраструктура по оказанию поддержки достаточно ограничена. Фактически придется отстраивать ее заново в боевых условиях. Даже с учетом дополнительных мер поддержки, несмотря на расширенные социальные выплаты, можно ожидать падения реальных доходов населения до 5 %, с восстановлением их в 2021 году.
Региональные бюджеты к началу 2020 года находились в хорошем состоянии, уровень долга снижался, а структура долга улучшилась. Однако рост расходов и падение доходов дестабилизирует все бюджеты регионов и потребует существенных федеральных ассигнований, а также роста займов. Крупные регионы смогут воспользоваться ресурсами новой программы долгосрочного РЕПО.
Сумев пресечь атаку на рубль и резкий рост процентных ставок на рынке ОФЗ на фоне снижения ставок глобальными центробанками, Банк России начал проводить мягкую денежно-кредитную политику.
Банк России в отличие от предыдущих кризисов продолжил радикальное снижение ставок. К 350 б. п. снижения с июня 2020-го ожидается снижение ключевой ставки еще на 25 б. п. до 4,00 % на сентябрьском заседании.
При этом инфляция, скорее всего, достигла своего пика в апреле-мае и дальше будет снижаться на фоне снижения экономической активности и зажатого инвестиционного и потребительского спроса. Дальнейшее снижение ставки возможно только в случае существенного ухудшения экономической активности или резкого спада инфляции в третьем квартале.
После мартовского шока и частичного восстановления уровня цен на нефть рубль существенно укрепился, но в конце июня снова превысил 70 рублей. После снятия карантинных мер ожидаются колебания курса рубля к доллару на уровне 7073 до осени с возможностью укрепления ниже 70 рублей за доллар к концу года. Решение о корректировке механизма продажи валюты от сделки по продаже контрольного пакета акций Сбербанка Банком России не должно оказать существенного влияния на курсовую динамику.
Авторы исследования отмечают, что не видят причин для роста цены на нефть значимо выше «цены отсечения» бюджетного правила, однако продажи валюты ЦБ, как в рамках реализации бюджетного правила, так и по результатам сделки по продаже Сбербанка, продолжат выступать стабилизирующим фактором для валютного рынка.
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс -СидимДомаЭкономика, Денежно-кредитная политика и Финансовый рынок, посвященными возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, а также вопросам, связанным с бюджетными и макроэкономическими показателями.