В отчете компании Ipsos рассказывается о трендах и сигналах изменений, вызванных пандемией коронавируса, и о том, как их анализировать, чтобы будущее, в котором этот кризис вряд ли будет последним, казалось не пугающим «черным ящиком», а площадкой для интересных успешных экспериментов, ориентированных на долгосрочную устойчивость брендов и компаний.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
В России, как и во многих других странах мира, были объявлены беспрецедентные меры по сдерживанию коронавируса, которые повлекли значительный спад экономической активности. Однако прогноз экономического развития страны на 2021 год остается позитивным.
В конце июня МВФ ухудшил прогноз по России, анонсировав падение ВВП в 2020 году на 6,6% (в апреле прогноз падения был 5,5%). Напротив, прогноз на 2021 год был повышен до 4,1% вместо 3,5% в апреле 2020 года. Основанием для прогнозируемого резкого спада в России в 2020 году является значительное снижение располагаемых доходов из-за стремительного снижения цен на нефть.
Пандемия COVID-19 оказала более негативное влияние на экономическую активность в первой половине 2020 года, чем ожидалось ранее, о чем говорится в отчете World Economic Outlook Update.
Для предотвращения распространения коронавирусной инфекции в России были объявлены нерабочие дни с 30 марта по 5 апреля 2020 года. Позже период нерабочих дней с сохранением заработной платы дважды продлевался и завершился 11 мая. Динамика падения промышленного производства в РФ в июне в годовом выражении почти не изменилась по сравнению с маем. Наибольший спад наблюдается в сырьевом секторе.
План правительства Российской Федерации по восстановлению экономики рассчитан на три этапа. Он содержит 500 мероприятий с общим бюджетом примерно в 5 трлн руб. за два года.
Ситуация вокруг пандемии COVID-19 людям видится менее негативной, чем после повышения НДС и объявления пенсионной реформы в 2018 году, но более негативной, чем кризис 2014 года.
75% населения отмечают, что живут в опасное и тревожное время, но только 28% не считают, что могут изменить свою жизнь. Как меняется восприятие ситуации в зависимости от этапа жизни? В основу анализа легли высказывания, наиболее точно отражающие поведение населения в разрезе уровня тревожности и готовности действовать.
Сравнение данных первой волны 2020 года с аналогичным периодом прошлого года показывает, что в большей степени ухудшению настроений в связи с нынешним временем оказалось подвержено молодое поколение.
Практически для всех сегментов существенно выросла важность цели поиска или смены работы в ближайшие 12 месяцев (с 17% до 22%). Здоровый образ жизни, о приоритете которого заявляли половина опрошенных в 1 квартале 2019 года, хоть и по-прежнему лидирует, но снизился до 45% в том числе за счет тех, кому сейчас в первую очередь важно восстановить занятость и доход.
Кризисы, связанные с разрушением привычных паттернов и утратой взаимосвязей, также стимулируют создание нового. Не все люди готовы увидеть в кризисах стимул к развитию, только 13,6% жителей городов-миллионников имеют гибкое мышление и не боятся нового. В частности, к новым вызовам готовы всего 0,5% опрошенных.
Ценности меняются медленно. Несмотря на пандемию, они не утратили актуальности, но коронавирус расставил свои приоритеты: безопасность, здоровье, эмпатия вышли на первый план и стали для потребителей ключевыми.
Каждый кризис повышает ценность здоровья: человек может справляться с экономическими проблемами или использовать новые возможности, если он здоров. Пандемия ускорила рост применения телемедицины. Калужская область стала первой в России, где телемедицину внедрили в систему ОМС. Дистанционно консультироваться с врачом теперь можно бесплатно.
Принятие технологий проходит комфортнее там, где у потребителя сохраняется выбор пользоваться новым или старым, отсутствуют жесткие временные рамки и используются программы поощрения. В ситуации внешнего давления на потребителя (штрафы, обязательные пропуска и пр.) брендам важно действовать через положительные подкрепления.
Растет ценность эмпатии и доверия. Авторы исследования отмечают, что нужно заранее задаваться вопросами об эмоциональной стороне автоматизации, чтобы в моменты технологических ускорений не упустить этику из вида.
Роль технологий не только в том, чтобы упорядочить и ускорить бизнес-процессы организаций, но и в том, чтобы помочь потребителю понять свои собственные нужды и эмоции, чтобы облегчить выбор и получение товаров и услуг. С помощью анализа транзакций большого числа потребителей или через внешние наблюдения за их поведением и эмоциями технологии могут составить профиль человека и дать ему рекомендации, в основе которых будут не только данные одного конкретного потребителя, но и других, похожих на него по профилю данных.
Видео: https://roscongress.org/sessions/spief-2019-my-est-to-chto-my-edim/search/#01:00:05.759
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Здравоохранение, Цифровизация,Современный потребитель, COVID-19 и СидимДомаЭкономика, посвященных возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, а также вопросам цифровых технологий и здравоохранения.