Всемирный экономический форум подготовил обзор, посвященный переходу на новые источники энергии, влиянию пандемии коронавируса на этот процесс, а также возможному воздействию эпидемии на прогресс в этой области. По мнению авторов, кризис, вызванный пандемией COVID-19, рискует подорвать прогресс при переходе на новые источники энергии. Трансформация энергосистемы за последнее десятилетие была беспрецедентной. Несмотря на это, данный успех может быть потерян, поскольку пандемия COVID-19 продолжает наносить экономический и социальный урон.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
За последние пять лет переход на новые источники энергии в мировой энергетике шел медленно, но неуклонно, однако кризис, вызванный пандемией COVID-19, рискует подорвать прогресс в этой области.
Трансформация мировой энергосистемы за последнее десятилетие была беспрецедентной в плане перехода на новые источники энергии. Этот успех может быть потерян, поскольку пандемия COVID-19 продолжает наносить экономический и социальный урон. Помимо неопределенности ее долгосрочных последствий, пандемия COVID-19 также является причиной:
· падения почти на треть мирового спроса на энергию;
· беспрецедентных колебаний цен на нефть и вытекающих из этого геополитических последствий;
· задержки или приостановки инвестиций и проектов;
· неопределенности в отношении перспектив трудоустройства миллионов работников энергетического сектора.
Индекс перехода на новые источники энергии (ETI) не только оценивает страны по их текущим характеристикам энергосистемы, но также отражает прогноз развития и измеряет готовность стран к переходу на новые источники энергии.
Определение стандарта энергетических систем проводится ежегодно в разных странах. Переход на новые источники энергии является своевременным, всеобъемлющим, устойчивым, доступным и безопасным. Он обеспечивает решение глобальных проблем, связанных с энергетикой, и представляет собой ценность для бизнеса и общества, не нарушая баланс энергетического треугольника (безопасность, экологическая устойчивость и экономический рост).
Наряду с необходимостью четко определять долгосрочную стратегию развития новых источников энергии и цели перехода, сохранение гибкости в постоянно меняющейся мировой обстановке также крайне важно. Учитывая сложность и большой масштаб энергетической системы, которая включает в себя различные источники топлива, технологии добычи и переработки, сектора использования, эффективный переход к новым источникам должен также учитывать интересы различных сторон.
Глобальный переход на новую энергию до начала пандемии был медленным, но неизменным. Из 115 стран, указанных в ETI, 94 улучшили свои показатели с 2015 года.
Разрыв между странами в верхней части списка и остальными странами сокращается, что подчеркивает формирующийся глобальный консенсус. Экономическое развитие при переходе на новые источники энергии в настоящее время сталкивается с проблемой пандемии COVID-19. Тем не менее, между ведущими странами-производителями нефти и газа существует беспрецедентное сотрудничество для обеспечения стабильности рынков, при этом недавняя волатильность цен станет стресс-тестом для энергетической системы. Следует также упомянуть, что за последние пять лет большинство стран снизили уровень субсидий на энергию.
С 2015 года страны-импортеры топлива улучшали показатели перехода на новые источники энергии быстрее, чем страны-экспортеры. Ключевым различием между экспортерами и импортерами являются экологическая устойчивость, капитал и инвестиции в новую энергетическую инфраструктуру.
Швеция лидирует в общем рейтинге третий год подряд, затем следуют Швейцария и Финляндия. Показатели стран G20 неоднозначны. Франция и Великобритания являются единственными странами «Большой двадцатки» в топ-10. Китай, Индия и Италия добились улучшений общего показателя ETI с 2015 года, в то время как Россия, Япония, Южная Корея и Германия добились умеренного роста. Результаты для США, Канады, Бразилии и Ирана либо оставались на прежнем уровне, либо снижались.
Готовность к переходу обуславливается стабильностью политической среды, инвестиционным климатом и доступом к капиталу, уровнем вовлеченности потребителей, разработкой и внедрением новых технологий и т.д. Некоторые из этих факторов выходят за рамки энергетической системы как таковой, но, тем не менее, определяют эффективность перехода к новым источникам энергии в той или иной стране.
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс СидимДомаЭкономика, Энергетика и Возобновляемые источники энергии, посвященных мерам реагирования на вспышку коронавируса и энергетической тематике.