Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Потребители и новая реальность: подготовка к изменению потребностей, поведения и ожиданий клиентов

Исследования
28 июля 2020

Исследование KPMG посвящено сфере онлайн-покупок товаров и услуг. В нем описаны тенденции, возникающие при переходе торговли в онлайн-сферу, и даны советы компаниям, которые хотят оставаться «на плаву» в новых реалиях.

В настоящее время покупка товаров и услуг постепенно переходит в онлайн-пространство. Традиционные форматы купли-продажи уступают место новым, онлайн-магазины соперничают за покупателей и предпринимают различные шаги для привлечения клиентов. Пандемия COVID-19 усилила позиции онлайн-поставщиков. Сформировалось несколько тенденций, которые компании не могут не принимать во внимание, среди них — снижение уровня потребления, осведомленность в новых технологиях и возрастание фактора доверия к компании. В случае если организация хочет оставаться «на плаву» в новых реалиях, то ей следует увеличить инвестиции в цифровые технологии и бороться за доверие клиентов.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

В современном мире появляются новые модели потребления товаров и услуг: цифровизация переносит их приобретение в онлайн-пространство, а пандемия ускорила этот процесс

В современном мире появляется новый тип потребителя, который является более ограниченным в плане финансов, продвинутым в использовании цифровых технологий, более вдумчивым и избирательным при принятии решений. Изменения, которые мы наблюдаем, скорее всего, будут долгосрочными. Большинство потребителей считают, что их жизнь изменится в обозримом будущем, а бизнес столкнется с новыми проблемами в новой реальности.

Существуют три тенденции, которые необходимо учитывать организациям для принятия верных решений в ближайшем будущем:

· Экономические последствия COVID-19 будут влиять на поведение потребителей в течение некоторого времени. В среднем 40% респондентов испытывают финансовые трудности и, следовательно, сокращают уровень потребления. На основе экономического и психологического воздействия COVID-19 появились новые и долгосрочные сегменты потребления. Наиболее пострадавшие (экономически и психологически) потребители менее склонны платить за фирменные продукты и откладывают несущественные покупки.

· Современные потребители разбираются в цифровых технологиях и могут легко взаимодействовать с продавцами через цифровые каналы коммуникации. Организации, со своей стороны, реагируют на пандемию COVID-19 внедрением инновационных решений, в том числе расширением цифрового доступа к покупкам и поддержки клиентов. Потребители всех возрастов стремятся к тому, чтобы такое положение продолжалось и дальше.

· Потребители все чаще приобретают товары в организациях, которым доверяют, в то же время доверие становится все сложнее заслужить. Раньше уровень доверия был обусловлен способностью компании доставить обещанный бренд. Теперь доверие потребителей имеет множество нюансов: уверенность, что компании и впредь будут заботиться об их потребностях, что потребитель будет в безопасности, имея дело с ними, и что его данные будут надежно защищены. Кроме того, молодые респонденты обеспокоены экологической и социальной практикой компании.

Организации должны сосредоточиться на цифровой поддержке своих клиентов и четко понимать, в какой сфере им надо завоевать их доверие. Каждая из тенденций, описанных выше, усилилась с началом пандемии COVID-19. Эти тенденции устойчивы как во времени, так и в пространстве, их совокупное влияние на поведение потребителей имеет серьезные последствия для организаций. На потребительские расходы также влияют уменьшение дохода и психологическое воздействие COVID-19.

Потребители отмечают, что при покупке товара или услуги самым важным для них является цена, затем следуют легкость осуществления покупки и доверие к бренду (см. рисунок ниже).

17DE3F3F-0C6D-4374-B308-0C5E74B02686.jpeg

Видео: roscongress.org/sessions/sozdanie-ekosistem-dlya-razvitiya-elektronnoy-kommertsii-vyzovy-i-vozmozhnosti/search/#00:04:01.152

В условиях меняющихся тенденций потребления и цифровизации компаниям — поставщикам товаров и услуг необходимо искать новые возможности для продажи, связанные с переходом в онлайн-пространство

В последнее время сфера онлайн-торговли стремительно растет, появляются все новые компании, доставляющие товары непосредственно домой покупателю, а также новые методы оплаты онлайн. В этих условиях компаниям, продающим товары офлайн (в торговых центрах и других подобных точках), следует предпринять ряд шагов по изменению своих стратегий продаж для возможности оставаться «на плаву» и выдержать конкуренцию с онлайн-магазинами.

· Организациям необходимо будет переосмыслить свой бизнес и операционные модели.

Поиск потребителем соотношения цены и качества — это фундаментальное изменение приоритетов, которое будет распространяться в течение долгого времени. Компании должны будут инвестировать в новые цифровые методы связи и платежей, а также рассмотреть вопрос о замене наличных способов оплаты и переходе на цифровые. Приоритет цифровой безопасности будет ключевым. Организации должны будут пересмотреть свои цели и убедиться, что они соответствует экологическим и социальным требованиям. При ведении бизнеса будут требоваться соблюдение социального дистанцирования и защита персональных данных клиентов.

· Продажа товаров в розницу подвергается наибольшему риску.

Нигде влияние глобальных тенденций потребления не проявляется так заметно, как в секторе розничной торговли. Удобство, которое обеспечивают покупки в интернете, является ключевым фактором расширения использования цифровых способов покупки. Представители офлайн-торговли должны будут предложить потребителям новые возможности. Поскольку цена и удобство являются ключевыми для принятия решений потребителями (см. таблицу выше), ритейлерам необходимо будет развивать свои возможности логистики и доставки в режиме онлайн и управлять балансом между доставкой на дом и предложением товаров в магазине. Тенденция к покупкам в районе проживания может оживить местные торговые точки, которые снижали свои показатели в течение прошлых лет. Организации должны будут привести свои цепочки поставок в соответствие с растущей тенденцией к локальности. Это больше, чем просто поиск поставщиков — компании должны будут расширять сети партнеров и быть в курсе положения дел на местном уровне.

· Цифровые банки являются основными бенефициарами.

Клиенты ожидают, что банки сосредоточатся на цифровой безопасности и защите персональных данных клиента. Таким образом банки должны усерднее конкурировать за доверие клиентов. Новые цифровые банки должны стремиться продвигать те ключевые драйверы покупок, которые становятся все более актуальными в современном мире (например, цифровую безопасность, простоту в использовании, соотношение цены и качества).

· Потребители должны быть защищены от будущих рисков.

Потребители ожидают, что воздействие пандемии COVID-19 будет продолжаться. Почти половина считает, что нормальная жизнь не возобновится в течение как минимум шести месяцев, особенно для людей в возрасте 45+. Страховой сектор должен ожидать постоянного увеличения активности в отношении привлечения и оттока клиентов. Успешными будут те организации, которые поддерживают доверие потребителей (например, путем эффективной обработки заявок). Организации также должны быть прозрачными в отношении своей деятельности. Это будет иметь решающее значение для потребителей во время периодов длительной неопределенности.

Видео: roscongress.org/sessions/spief-2019-kreativnaya-ekonomika-strategii-prodvizheniya-vysokotekhnologichnogo-eksporta/search/#00:29:17.952

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс СидимДомаЭкономика, Экономический прогресс,Цифровизация и Современный потребитель, посвященных возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, вопросам экономического развития и цифровизации, а также тенденциям современного потребления.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
16 июля 2020
Насколько мягкой монетарной политики можно ждать от Банка России в 2020 году?
Эксперты АКРА представляют исследование перспектив изменения монетарной политики Банка России в 2020 году, учитывающее такие факторы, как возможности для снижения ключевой ставки, политику центральных банков развивающихся стран и др.
Исследования
12 сентября 2019
Напряжённость в мировой торговле может перерасти в экономический спад к концу 2019 года

АКРА предлагает уточнённый прогноз развития российской экономики до 2023 года и его альтернативные сценарии в свете роста напряжённости в мировой торговле, а также анализирует факторы догоняющего экономического роста в странах со средним доходом на душу населения (в том числе в России).


Статьи
16 июля 2020
Индекс финансового стресса ACRA FSI: сходства и различия текущей ситуации с кризисами 2008–2009 и 2014–2015 годов
В материале представлен индекс финансового стресса ACRA FSI, рассчитываемый Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством (АКРА). Эксперты проводят параллели между текущей ситуацией и кризисами 2008–2009 и 2014–2015 годов.
Экспертное мнение
6 мая 2020
Важно проявить гибкость: как стартапы переформатируют свой бизнес в кризис

Инновационная отрасль тоже пострадала от кризиса, связанного с COVID-19: многие стартапы оказались в зоне риска. Но есть и те, кто сумел вовремя переформатировать свой бизнес под текущие запросы. Екатерина Петрова, директор корпоративного акселератора GenerationS, рассказала об успешных примерах из его практики. Многие из них будут представлены на Международном фестивале науки и инноваций Science Fest, который Фонд Росконгресс проведет 24–26 июля 2020 года.