С января 2018 года на территории всех государств членов ЕАЭС начал действовать новый Таможенный кодекс ЕАЭС. В чем его отличие от предыдущей версии?
Таможенный кодекс ЕАЭС важнейший документ, принятие и внедрение которого является основой регулирования отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу союза. То есть это фундаментальный документ для нашего интеграционного объединения. Что касается нового в Таможенном кодексе, то хотел бы отметить следующее.
Во-первых, значительно вырос по сравнению с предыдущим Таможенным кодексом уровень унификации таможенного регулирования, сформулированы единые, четкие и прозрачные правила для всех игроков.
Во-вторых, предусмотрено использование самых современных инструментов для работы с информацией и обменом данными. По сути, Таможенный кодекс ЕАЭС становится одним из основных катализаторов цифровой трансформации нашего интеграционного объединения. Он ориентирован на повсеместное использование онлайн каналов коммуникации, электронное декларирование импортируемых и экспортируемых товаров, автоматизацию процессов проверки достоверности сведений и принятия решений, формирование механизмов единого окна и многое другое.
Как новые нормы повлияют на экономику и на ведение бизнеса в странах союза?
Использование возможностей, заложенных в кодексе, позволит снизить операционные издержки бизнеса, значительно ускорить растаможку грузов, минимизировать человеческий фактор и упростить сами процедуры таможенного оформления. Это самые очевидные позитивные эффекты вступления в силу нового кодекса. Однако не менее важно то, что использование норм нового Таможенного кодекса будет стимулировать интеграционные процессы в рамках евразийского экономического пространства и содействовать улучшению делового климата в наших странах.
Можно с уверенностью сказать, что поэтапное внедрение прогрессивных норм, заложенных в Таможенном кодексе ЕАЭС, даст мультипликативный эффект во многих сферах экономики союза. В этой связи формирование понятного и предсказуемого для зарубежного и евразийского бизнеса таможенного законодательства не только укрепит торговые связи ЕАЭС, но и создаст дополнительные импульсы для привлечения в него новых инвестиций.
Хочу обратить внимание на очень важный факт: разработка Таможенного кодекса результат совместной работы ЕЭК, национальных органов власти и предпринимательского сообщества. Представители деловых кругов, бизнес-ассоциации и эксперты работали над нормами кодекса с момента начала разработки документа до фактически его принятия. По нашей оценке, учтено более 70% предложений бизнеса.
Изменения ожидаются не только в таможенном регулировании. К 2019 году планируется создать евразийскую сеть промышленной кооперации и субконтрактации. Что даст подобный формат взаимодействия?
Промышленная кооперация предприятий стран ЕАЭС является одним из ключевых инструментов углубления интеграционных процессов. Необходимость восстановить ранее существовавшие производственные связи и создать новые на основе производственных кластеров, появившихся в последние годы, очевидна.
Однако для того, чтобы эта идея была реализована, нам необходимо решить целый комплекс задач. К числу приоритетных я хочу отнести трансфер технологий и создание систем информационного обмена инновациями и поиска партнеров. Это отправные точки для создания системы промышленной субконтрактации и повышения эффективности промышленного производства. Уже подписано соглашение о сотрудничестве между восемью ключевыми партнерами: республиканскими центрами трансфера технологий Армении и Беларуси, Центром внедрения инноваций Центральной Азии в Киргизии, Фондом науки Казахстана, Агентством по технологическому развитию России.
Одновременно ЕЭК начала подготовку рекомендаций по вопросам промышленной кооперации в различных отраслях и секторах экономики. Например, недавно на Коллегии ЕЭК были одобрены такие рекомендации для предприятий цветной и черной металлургии ЕАЭС. Они включают в себя не только перечни евразийских производителей такой продукции, сырья и материалов для организации совместного выпуска, но и маркетинговые аспекты интеграционного взаимодействия, в том числе перечень потенциальных потребителей и предложения по реализации совместных проектов. Кроме того, в ЕЭК уже формируются единый реестр и база данных промышленных предприятий.
Также мы ведем активную работу по созданию и развитию евразийских технологических платформ, которые должны стать своеобразными точками роста и помогать старту высокотехнологичных проектов, объединяющих предприятия нескольких стран союза.
Говоря о развитии интеграционных процессов на евразийском пространстве, нельзя не упомянуть инициированный Китаем проект «Один пояс и один путь». Как он повлияет на ЕАЭС?
Сопряжение векторов развития Евразийского экономического союза и инициатив, которые уже заявлены в рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути», одно из важных направлений нашей работы. Особо перспективным является развитие сотрудничества в сфере транспорта и логистики, так как эти направления входят в топ-5 отраслей, обладающих наибольшим интеграционным потенциалом и способных стать драйверами экономического роста для ЕАЭС. Поэтому взаимодействие с партнерами из КНР и поиск взаимовыгодных форматов сотрудничества в этих отраслях принесут пользу обеим сторонам.
Китайская сторона готова выступить соинвестором проектов в ЕАЭС, и ей уже предложен список из почти 40 проектов, в реализации которых будут участвовать страны союза. Например, 12 из них предусматривают использование ресурсов или потенциала Киргизии, в том числе строительство железных и автодорог, транспортно-логистических хабов 11 проектов инициированы Россией. Среди них такие, как проект строительства высокоскоростной магистрали «Евразия», глубоководного порта в Архангельске и железнодорожной линии «Белкомур».
Недавно в ЕЭК прошло совещание министров транспорта стран ЕАЭС, на которое был приглашен и замминистра транспорта КНР. Мы, в частности, обсуждали приоритетные проекты, которые интересны именно с точки зрения сопряжения евразийской интеграции и Шелкового пути. Представители китайской стороны подчеркнули, что рассчитывают на углубление сотрудничества, и отметили важность нашего диалога.
Сегодня ЕАЭС ведет переговоры рядом зарубежных стран о создании зоны свободной торговли. Осенью 2016 года соответствующее соглашение уже было заключено с Вьетнамом. Какие выгоды приносит подобное сотрудничество?
Соглашение о свободной торговле с Вьетнамом стимулировало взаимную торговлю. За одиннадцать месяцев 2017 года экспорт из стран ЕАЭС вырос на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысил 2 млрд долл. США. Если говорить о том, каких результатов до- бились отдельные страны нашей пятерки, то Казахстан, например, за январь ноябрь 2017 года в полтора раза увеличил товарооборот с Вьетнамом. Россия нарастила объемы торговли на 36%, а Беларусь на 18%. Эти результаты достигнуты уже на первом этапе работы соглашения, когда мы с Вьетнамом лишь начали работу по взаимному снижению или устранению ввозных пошлин. Поэтому возможности соглашения с точки зрения роста товарооборота будут в ближайшие годы лишь увеличиваться.
Каким вы видите будущее ЕАЭС на горизонте 35 лет?
Евразийский экономический союз уже сложился как региональное экономическое объединение. Это факт, с которым сложно спорить. Поэтому наша задача усиливать преимущества ЕАЭС и снимать те противоречия и проблемы, которые неизбежны для молодого интеграционного образования.
В ближайшие несколько лет нам необходимо сконцентрироваться на углублении интеграции. Мы находимся в постоянном развитии существующей модели ЕАЭС, совершенствуем формы и механизмы эффективного согласования интересов наших стран.
Если говорить о наиболее актуальных задачах ближайших лет, то в 2018 году начнется реализация проектов в рамках цифровой повестки, которая постепенно выходит на передний план и становится своего рода несущим каркасом для развития остальных направлений деятельности союза. Особо важно отметить, что Президент России Владимир Владимирович Путин (а Россия в этом году председательствует в органах ЕАЭС) в своем обращении к главам государств союза особо отметил важность реализации совместной цифровой повестки.
Продолжится работа по устранению препятствий для реализации принципа четырех свобод и формирования действительно безбарьерного экономического пространства. Нами подготовлена «Белая книга», включающая в себя порядка 60 препятствий. По ним у всех стран единая позиция: их надо снимать. На 2018 и 2019 год подготовлена дорожная карта, в которую вошло 17 приоритетных для устранения изъятий и ограничений.
В ближайшие два-три года нам предстоит завершить важнейшие переговоры по созданию зон свободной торговли с нашими партнерами и подписать соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем Развитие нашего объединения живой и сложный процесс, в котором все пять стран постоянно синхронизируют свои национальные повестки и стратегии развития. Задача ЕЭК совместно с государствами членами ЕАЭС создавать «окна возможностей» для развития тех или иных отраслей и сфер экономики, а также повышения уровня жизни наших сограждан.
Говоря о Евразийском экономическом союзе через пять лет, правильнее говорить о том, какими качествами он должен обладать. Мы хотим видеть его еще одним значимым центром экономической силы на глобальной арене, интеграционным объединением, в котором минимизируются различия в уровнях экономического развития между странами, активно растут инновационные сектора экономики и взаимная торговля, действуют общие рынки и единые «правила игры» во всех сферах деятельности.