Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Безопасное обучение в условиях COVID-19: рекомендации по предотвращению насилия в отношении детей вне зависимости от формата обучения

Исследования
2 июля 2020

Исследование, подготовленное экспертами Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), Форума гражданского общества, Всемирного банка и других организаций, отражает текущие проблемы дистанционного обучения, обусловленного принятием мер по сдерживанию распространения пандемии коронавируса. На современном этапе развития общества школа является одним из важнейших институтов, выполняющих образовательную и воспитательную функции. По мнению экспертов, социальное взаимодействие учеников и учителей в рамках учебного процесса не только способствует развитию важнейших коммуникативных навыков учащихся, но и позволяет осуществлять профилактику насилия над детьми в школе и семьях, а также предоставляет возможность оказать защиту пострадавшим сторонам. Более того, текущие условия, выраженные в переходе учебного процесса на дистанционный режим, обуславливают нарастание психологической нагрузки на детей в изменившейся ситуации. Данное исследование содержит ряд рекомендаций, направленных на поддержку детей и профилактику насилия в текущих условиях.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

Закрытие школ и социальное дистанцирование наносят серьезный ущерб психоэмоциональному состоянию учащихся и лишают детей возможности отработки навыков построения здоровых отношений в социуме.

По состоянию на апрель 2020 года, закрытие школ, вызванное пандемией COVID-19 и ее последствиями, затронуло около 91% учащихся во всем мире. Несмотря на то, что школа сегодня также является одним из мест, где наблюдаются проявления агрессии и жестокости, она все еще остается важным институтом, выполняющим защитную и воспитательную функцию, в особенности для наиболее уязвимых групп учеников, использующих возможности школы не только для обучения и развития, но и для получения наиболее достоверной и точной информации по таким важным вопросам жизни человека, как гигиена, общее физическое и психическое здоровье.

Экономическое давление и последствия закрытия школ окажут наибольшее негативное воздействие на наименее защищенные группы учащихся, а именно беженцев, детей-инвалидов, детей из малообеспеченных семей, из числа коренного населения или из сельской местности, а также детей, имеющих сложности с доступом к онлайн-платформам и иным ресурсам, недостаточный уровень обеспеченности которых ограничивает фундаментальное право детей на получение образования.

Образование является не единственным общественным благом, которое в условиях кризиса и социальной изоляции поставлено под угрозу. Так, закрытие школ и невозможность обучения в рамках прежних традиционных механизмов приводят к отсутствию социального взаимодействия, необходимого для благополучия учеников и развития их социально-эмоциональных навыков, которые, в свою очередь, играют одну из ключевых ролей в становлении учеников в качестве агентов, способных осознать важность предотвращения насилия и стать активными участниками противодействия агрессии.

Более того, по мнению экспертов, резкое сокращение социальных контактов приведет к эмоциональному и психологическому дискомфорту учащихся, а также лишит их возможности развивать такие жизненно важные навыки, как управление эмоциями, преодоление стресса, разрешение конфликтов и построение здоровых отношений в целом. В связи с этим доступ к целостному образованию, выполняющему академическую и воспитательную функции, даже в условиях экономического кризиса играет ключевую роль.

Видео: https://roscongress.org/sessions/iaf-2019-razrabotka-sotsialnoy-modeli-dlya-prisutstviya-v-regione/search/#01:30:14.656

Сотрудничество образовательных организаций и органов социальной защиты является важным фактором, обеспечивающим безопасную образовательную среду.

В настоящее время существует множество факторов, играющих важную роль в создании более безопасной обучающей среды, к числу которых прежде всего относятся окружение и внешние условия — гражданское общество, учителя, родители, опекуны, ученики. Кроме того, одна из важнейших ролей в обеспечении безопасных условий обучения принадлежит государству. В связи с этим авторы исследования выработали ряд рекомендаций, направленных на поддержание государством более безопасных условий обучения учащихся в новых реалиях дистанционного режима.

Так, к числу основных рекомендаций относится активное взаимодействие образовательных организаций и организаций по защите детей, обеспечивающее работу наиболее эффективных механизмов защиты прав детей как в рамках образовательных объектов, так и за их пределами. Совместные усилия в первую очередь должны быть направлены на мониторинг семей, находящихся в группе риска с точки зрения применения насилия в отношении детей. Кроме того, наличие доступа жертв насилия к необходимым ресурсам, обеспечивающим оперативное принятие эффективных мер в случае применения насилия в семье, также должно быть обеспечено совместными усилиями образовательных организаций и органов социальной защиты.

Еще одним важным аспектом предотвращения насилия и оказания психосоциальной поддержки является индивидуальный подход к проблеме и ее решению: меры защиты и оказание психологической помощи должны учитывать различные потребности и факторы пострадавших сторон, а именно гендерную принадлежность, возраст, недееспособность и т. д.

Видео: https://roscongress.org/sessions/rh-2020-neravenstvo-kak-barer-ekonomicheskogo-rosta/search/#00:16:46.847

Обмен сообщениями и взаимодействие посредством имеющихся средств виртуального общения является одним из способов поддержки и защиты детей от насилия в современных условиях.

Ключевую роль в предотвращении насилия над детьми играют учителя, активно контактирующие с учениками и способные выявлять именно тех детей, которые подвергались или подвергаются насилию. В связи с этим необходимо отметить особую значимость поощрения учителей, поддерживающих такой уровень близости с учениками, который позволяет осуществлять профилактику насилия и защиту пострадавших сторон.

В текущих условиях социального дистанцирования обмен информацией в целях защиты уязвимых групп может осуществляться посредством сообщений, телефонных звонков и других средств связи. Вместе с тем, профилактическая деятельность и реализация мер по защите от насилия требует тщательной работы организационно-правового характера — необходимо разработать и ввести в действие кодифицированные и иные фиксированные нормы, определяющие порядок взаимодействия всех заинтересованных лиц.

Более того, учащиеся также должны быть наделены рядом полномочий, позволяющих им участвовать в разработке и реализации профилактических программ и мероприятий. Текущая ситуация должна предусматривать возможность виртуального взаимодействия различных форм организации учеников (обмен сообщениями, онлайн-пространства и др.), направленного главным образом на защиту детей от насилия.

Видео: https://roscongress.org/sessions/iaf-2019-ekologicheskaya-deyatelnost-molodezhi-regionov-severa-v-interesakh-ustoychivogo-razvitiya/search/#00:04:40.319

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс СидимДомаЭкономика, Уровень и качество жизни, Образование и Цифровизация, посвященных возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, а также вопросам продвижения инициатив, связанных с социально-экономическим развитием государства.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
27 декабря 2022
Крах экономики доверия

Разразившийся кризис доверия повлек за собой каскадные изменения норм, правил, форматов взаимодействия на глобальном рынке. В то же время доверие остается фундаментом любых интеракций и выстраивание новой архитектуры доверительных отношений является важнейшей системообразующей задачей современной России.

Статьи
25 октября 2018
Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития

В статье Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева, опубликованной в журнале «Вопросы экономики», анализируются задачи экономической политики России на 2018–2024 гг., в частности в области образования и науки, здравоохранения, социальной политики, технологий, финансов и экспорта.


Исследования
19 ноября 2020
Онлайн-платежи в интернет-торговле глазами онлайн-бизнеса
DATA Insight и RBK.money представляют совместное исследование сферы онлайн-платежей с точки зрения бизнесов — получателей платежей от физических лиц.
Исследования
8 июня 2020
Удалённая работа: обзор за 2020 год

Ежегодное совместное исследование компаний Buffer и AngelList посвящено преимуществам и недостаткам удалённого режима работы, а также современным тенденциям его развития. Кроме того, авторы исследования выделяют наиболее популярные локации, где удалённые сотрудники предпочитают проводить свой рабочий день.