Обращаем ваше внимание: публикации являются информационными материалами и не могут быть использованы в качестве рекомендации к самолечению.
В октябре 2019 г. Университет Джона Хопкинса и журнал «The Economist» опубликовали рейтинг безопасности стран с точки зрения их устойчивости к воздействию эпидемий и рекомендации по их исправлению (Global Health Security Index (1). В рейтинге приняли участие 195 стран. Главный вывод этого исследования национальные службы безопасности, отвечающие за защиту от эпидемий, критически ослаблены. Ни одна страна не готова отразить атаку эпидемии. И этот научный прогноз, к сожалению, сбылся, когда мир столкнулся с пандемией COVID-19.
Показатели и результаты рейтинга. Ученые выбрали 7 блоков показателей: предотвращение (prevention), выявление и отчетность (detection and reporting), быстрый ответ (rapid response), состояние здравоохранения (health system), соответствие международным нормам (compliance with international norms), риски (risk, экономические, политические, социальные, окружающей среды, инфраструктурные). Из 100 баллов средний индекс всех стран составил 40,2; среди развитых стран едва дотянул до 51,9.
Одно из худших положений оказалось в сфере предотвращения и здравоохранении. В большинстве стран не соблюдались нормы биобезопасности и бионадежности, не были разработаны соответствующие законодательства. Готовность стран отразить эпидемию не проверялась в большинстве стран. Почти 80% стран не могли продемонстрировать доступность лабораторной службы, способной быстро выявлять возможные патогены. В большинстве стран не хватает врачей, стационарных коек. Только у 11% стран был план, как действовать в кризисной ситуации. У многих не отлажена координация соответствующих служб ветеринарной, медицинской, охраны окружающей среды, по чрезвычайным ситуациям. Меньше, чем половина стран следовала международным рекомендациям Конвенции по биологическому оружию.
Последствия такого почти преступного пренебрежения и самоуспокоенности обернулись сегодня смертями почти 67 человек по состоянию на 5 апреля, причем большинство из них в странах с высоким уровнем экономического развития.
Какие рекомендации не услышали страны? Разработчики рейтинга сформировали срочные рекомендации необходимо совершенствование, ежегодная проверка систем безопасности и быстрого реагирования на эпидемии (надо проводить учения). Отчет об этом должен публиковаться как минимум 1 раз в два года. Необходимо адекватно финансировать и развивать службы, которые отвечают за ответ на борьбу с эпидемиями, координировать работу соответствующих ведомств, разработать показатели для контроля бионадежности и биобезопасности. Секретарь Организации Объединенных Наций должен собрать саммит, посвященный этим вопросам.
Какие страны подтвердили показатели рейтинга, а какие нет? В рейтинге первое место заняли США. К сожалению, этой стране на практике не удалось добиться лучших результатов при противостоянии эпидемии COVID-19. В США из-за того, что меры социальной изоляции были приняты не с первых дней, и система здравоохранения существенно децентрализована, на 8 апреля число заболевших 1224 в расчете на 1 млн населения, а летальность 3,2, что намного выше, чем, например, в Тайване и Японии, см. табл. 1. Близкая ситуация сегодня и в Великобритании, которая заняла в рейтинге 2 место. Италия, где эпидемиологическая ситуация одна из самых худших, в рейтинге оказалась на 31 месте. И виной тому также поздние меры социальной изоляции и катастрофическая нехватка необходимых мощностей системы здравоохранения стационарных коек, медицинских работников, тестов.
Сегодня лучшими по результатам борьбы с COVID-19 по праву можно назвать Тайвань (вместе с Китаем он оказался в рейтинге на 51 месте), Южную Корею (9 место) и Японию (21 место). Эти страны благодаря централизованной вертикали управления здравоохранением, в том числе над санитарно-эпидемиологической службой, смогли добиться существенных успехов в борьбе с эпидемией. Меры по жесткой изоляции заболевших, своевременная мобилизация всех ресурсов, достаточные мощности системы здравоохранения (в этих странах самая высокая обеспеченность стационарными койками и врачами, см. табл. 1), тотальное тестирование на вирус все это помогло им добиться лучших результатов. По сравнению с Европейскими странами у них в разы меньше число зараженных пациентов на миллион населения, соответственно меньше и летальность.
Россия в рейтинге оказалась на 63 месте. В нашей стране меры социальной изоляции граждан, направленные на ограничение распространения COVID-19, принимаются правильно. Однако только после прохождения пика эпидемии (примерно через 7-10 дней) можно будет начать подводить итоги, а пока наши эпидемиологические показатели не самые плохие среди других стран. Но, уже опираясь на анализ работы успешных стран, можно рекомендовать для нашей страны дополнительно следующее:
-
Срочное проведение тестирования всех работающих граждан, чтобы изолировать заболевших, и разрешить выходить работать тем, кто здоров и/или имеет антитела (пока массовое тестирование не организовано, исследования граждан с подозрением на COVID-19 пока идут с задержками).
-
Централизовать управление медицинскими вопросами на уровне Минздрава России, в том числе подчинить ему службу санитарно-эпидемиологического надзора. Перевести ключевых главных внештатных специалистов (анестезиология и реанимация, инфекционные болезни, пульмонология) на работу в штат Минздрава России с наделением их полномочиями и ответственностью управлять ситуацией в регионах, как это было в Советское время (сегодня они работают внештатно).
-
Немедленно централизовать на уровне Минздрава России проведение закупок дефицитных ресурсов (средств индивидуальной защиты, необходимого медицинского оборудования, лекарств) и их распределение (сегодня все регионы делают это самостоятельно, конкурируя между собой). Пока только часть закупок идет централизованно через Росхимзащиту. Даже в США стране с самой децентрализованной системой здравоохранения специальной Декларацией от 31 марта принята полная централизация управления, в том числе закупок и распределения дефицитных ресурсов. Предусмотреть дополнительные средства в систему здравоохранения в большем объеме, чем это сделано. Они необходимы как для борьбы с эпидемией, так и оказания помощи пациентам с другими заболеваниями, лечение которых нельзя отложить. Так, сегодня предусмотрено дополнительно около 60 млрд руб. (на стимулирующие выплаты медицинским работникам, на закупку машин скорой медицинской помощи, аппаратов ИВЛ, средств профилактики, на оснащение коечного фонда и др.). Но по расчетам необходимо дополнительно не менее 200-250 млрд руб., из них большая часть должна пойти на 100% надбавки медицинским работникам за работу в особых условиях в течение 3 месяцев (2). И правильно, что сегодня 8 апреля Президент РФ принял решение о повышение оплаты труда медицинским работникам в размере не менее 100% от средних окладов. Названные дополнительные средства также потребуются для поддержания деятельности других государственных медицинских организаций, не вовлеченных в оказание помощи пациентам с Covid-19, пациентопоток на которые возрастет в связи необходимостью оказания помощи другим заболевшим по экстренной помощи. Можно также предусмотреть переведение части потока хронических и экстренных пациентов, там, где это возможно, в частные медицинские организации. При этом все государственные медицинские организации надо перевести на оплату по смете.
Нынешняя эпидемия показала справедливость выводов, сделанных в рейтинге мир самоуспокоился и не был готов к борьбе. Многие уроки нам еще предстоит сделать но главные из них наличие систем безопасности и их готовность к борьбе с эпидемиями, достаточные ресурсы системы здравоохранения, централизация управления. Здравоохранение это основа безопасности любой страны, и относиться к этой отрасли надо как к военной с должным уважением и финансированием.
2 Из расчета, что в борьбе с эпидемией примут 300 тыс. врачей и 600 тыс. медицинских сестер.