Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Как, к кому и на каких этапах стартапу надо идти за помощью

Статьи
23 декабря 2019
Автор статьи — Дмитрий Филатов, президент Sistema_VC

Любая форма поддержки стартапа — это не панацея от болезней роста. Однако чем больше у стартапа доступов к внешнему опыту, источников поддержки и готовых рецептов, тем меньше риск погубить компанию одной случайной ошибкой.

Стартап-инкубаторы и менторы


Когда у человека ещё нет сформулированной идеи для нового бизнеса и (или) эффективной команды, одно из лучших решений — воспользоваться возможностями стартап-инкубатора, занимающегося «выращиванием» стартапов с нуля и помогающего человеку выработать идеи для бизнеса и обзавестись навыками и связями. Наличие в стране стартап-инкубаторов — положительный сигнал для экосистемы: они стимулируют генерацию идей и дают начинающим предпринимателям шанс применять и развивать свои навыки.

На следующем этапе, когда идея для бизнеса есть, на первый план выходит нетворкинг — общение с другими стартапами на той же стадии либо с более опытными предпринимателями. Здесь пригодится совет ментора — успешного специалиста из индустрии, который готов системно делиться опытом как по развитию идеи в бизнес, так и по прокачиванию личных компетенций фаундера.

Бизнес-ангелы и акселераторы


На этапе создания демоверсии продукта или сервиса и её тестирования встаёт проблема финансирования, особенно если фаундер не располагает достаточными личными средствами. Относительно небольшой, но достаточный для тестирования идеи объём инвестиций могут предоставить бизнес-ангелы. Они чаще всего не требуют от проекта высокой проработки юридической стороны и проявляют большую вовлечённость в развитие бизнеса.

После этого наступает самая сложная стадия, когда все первоначальные вложения уже сделаны, проект запущен, но пока не генерирует выручку. В России проблема «долины смерти», как называют данный феномен, осложняется отсутствием системы опытных предпринимателей, которые могут подсказать, как выйти из этой сложной ситуации. На этой стадии хорошим решением будет обратить внимание на бизнес-акселераторы. Их запускают отдельные корпорации под конкретные бизнес-задачи. В отличие от инкубаторов, акселераторы принимают уже сформированные команды и проекты и помогают стартапам выйти из «долины смерти».

Венчурные фонды и инвесторы в развитие бизнеса поздней стадии


В решении следующей проблемы — обеспечении быстрого роста — помогут венчурные инвесторы. На ранней стадии инвестором стартапа нередко становится его крупный клиент. Также подойдут фонды подходящей стадии: посевной, стадии роста и т. д. Поиск венчурных инвесторов можно осуществлять в смежных отраслях или на крупных технологических конференциях. «Правильный» инвестор должен обладать экспертизой на релевантном рынке и помогать избежать типовых ошибок.

Наконец, на финальном этапе стартап должен пройти через классический кризис роста. Здесь помогут инвесторы, специализирующиеся на «взломе» роста спроса, — фирмы, которые обладают технологической экспертизой и опытом в развитии бизнеса поздней стадии. В отличие от венчурных инвесторов, фонды прямых инвестиций работают не с теми компаниями, у которых есть риски, так как их технология не проверена рынком, а с теми, кто прибылен и чья технология уже доказала, что она необходима рынку.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Статьи
28 мая 2021
Что это было? Три истории о бизнесе, который оказался сильнее коронакризиса

Говоря о бенефициарах пандемии, большинство наблюдателей использует категории «повезло» или «не повезло». Среди везунчиков — весь онлайн, фарма, доставка. Среди проигравших — туризм, общепит, ретейл товаров не первой необходимости. Между тем из общения с самими предпринимателями возникает более интересная картина. Граница между выигравшими и проигравшими вовсе не совпадает с границами отраслей, а причудливо петляет между теми, кто способен предпринимать по-настоящему, и теми, кто не способен. Рассмотрим три ярких примера прорывного роста в экстремальных условиях.


Исследования
14 февраля 2019
Социальный предприниматель РФ: автопортрет-2018

Целью исследования группы ЦИРКОН является изучение ценностей и мотивации деятельности современного российского социального предпринимателя, определение его типовых характеристик, а также сравнение некоторых качеств социальных предпринимателей с аналогичными характеристиками всего населения России.


Статьи
29 мая 2019
Экономика в поисках несырьевого пути

Компания РБК, совместно с Российским экспортным центром, агентством ЭКСАР и Росэксимбанком, подготовила тематическое приложение к ежедневной деловой газете РБК, где представила оптимальные варианты поддержки экспортёров со стороны государства, а также провела экспертизу, направленную на изучение возможностей экспорта не сырья, а продуктов его переработки.


Исследования
20 мая 2020
Туриндустрия через призму драйверов и барьеров бизнеса
Центр стратегических разработок (ЦСР) представляет комплексное исследование состояния предпринимательской среды, в котором выявляются скрытые драйверы и барьеры развития туристической отрасли, а также ожидания бизнеса и приоритетные стратегии развития.