Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Модель повышения инновационной открытости крупных компаний

Исследования
30 марта 2020

Снижение среднего возраста компаний и возрастающая роль влияния инноваций

В последние десятилетия парадигма успеха отдельных организаций и экономики в целом претерпевает значительные изменения. Сегодня скорость появления новых продуктов и бизнес-моделей играет более важную роль, чем 10-20 лет назад: крупнейшие компании вынуждены конкурировать не только друг с другом, но и с молодыми быстрорастущими компаниями.

Средний возраст компаний, включённых в фондовый индекс S&P 500, составляет 15 лет, в то время как последние полвека он составлял более 60 лет. В 2011 году только три технологические компании (Apple, IBM, Microsoft) входили в топ-10 крупнейших в мире. Сегодня же семь из десяти компаний (Microsoft, Apple, Amazon, Alphabet, Facebook, Alibaba Group, Tencent) являются лидерами инноваций.

Скорость прогресса и появления новых решений выросла многократно, и в результате многие компании, которые сталкиваются с новыми вызовами инновационного развития, вынуждены внедрять новые идеи и технологии, чтобы оставаться конкурентоспособными.

Uber и каршеринговые сервисы изменили не только рынок такси, но и структуру спроса на автомобили. Развитие технологий добычи трудноизвлекаемой и сланцевой нефти повлияло на мировой баланс спроса и предложения на рынке нефти. Технологии производства катализаторов и аккумуляторов меняют отрасли добычи платины и палладия, кобальта и никеля. В этой связи значимость инноваций многократно возрастает. На первый план выходят адаптивность, возможность организаций создавать для себя новые рынки, новые продукты или уникальные компетенции.

Отечественные компании сталкиваются с трудностями при внедрении инноваций

Опрос сотрудников корпораций, проведённый авторами исследования, выявил наличие существенных барьеров при внедрении инноваций. Респонденты отметили в качестве основных из них отсутствие системного подхода в работе с инновациями, сложность трансформации компании, бюрократизированность процессов, длительные сроки принятия решений. 65% руководителей указывают, что они не уверены в решениях, которые они принимают в отношении инноваций.

В научном сообществе, предпринимательской среде и среди крупных компаний наблюдается нехватка новых компетенций для коммерциализации продуктов. За последние несколько десятилетий многие российские компании не успели перестроиться на новые механизмы взаимодействия и продолжают уповать на старые методы управления, внутренние ресурсы и собственную научно-исследовательскую базу.

Скорость принятия решений, время вывода новых продуктов на рынок, открытость компаний к взаимодействию с предпринимательским сообществом, научными организациями и другими крупными компаниями не менее важны, чем фундаментальная наука и собственные исследования, как было 50 лет назад.

Чем больше компания открыта инновациям — тем более продуктивным будет влияние этих инноваций на деятельность компании

Компании — технологические лидеры становятся всё более открытыми для новых бизнес-контактов и партнёрств. Топ-1000 крупнейших компаний в мире по рыночной капитализации планируют к 2022 году увеличить расходы на запуск инновационных проектов на 25% относительно уровня 2017 года. Топ-10 самых инновационных компаний мира тратят 8,3% от суммарной выручки компании на инновации. Более успешные компании в два раза чаще обычных компаний идут на риск ради развития инноваций. Компании всё чаще инвестируют в прорывные инновации.

По мнению экспертов Агентства стратегических инициатив, стратегия в части инноваций не должна ограничивать деятельность компании, а должна способствовать максимизации количества инновационных проектов, готовности компании инвестировать в инновации, а также принимать связанные с этим риски возможной неудачи.

Для инноваций крайне важны скорость их внедрения и сфокусированные на достижении целей люди

По мнению авторов исследования, в рамках построения новых процессов необходимо всегда использовать ключевую парадигму — ускорение и упрощение везде, где возможно. Технологические лидеры в 2,5 раза чаще, чем менее успешные компании, выделяют скорость внедрения инноваций как один из ключевых факторов инновационного развития.

Кроме того, исследование показало, что основные проблемы и основное сопротивление инновациям могут крыться в таких причинах, как низкий уровень вовлечения сотрудников из-за отсутствия связи результата этой деятельности с вознаграждением, на которое они могут рассчитывать, отсутствие восприятия риска инновационных проектов у руководства компании, а также возможность наказания за инициативность и неудачи инновационных проектов.

Без изменения корпоративной культуры на инновационную все изменения стратегии и операционной модели теряют смысл

По мнению авторов исследования, культурные барьеры являются одной из самых важных проблем при внедрении инноваций. Компании, детально работающие над изменением культуры, показывают более высокие показатели роста, а проблемы в культуре компании коррелируют с негативными экономическими показателями. Неприятие риска, негибкое мышление и поведение сказываются напрямую на общей эффективности компании.

Компании важно сформулировать основные ценности инновационной трансформации, доводить их через трансляцию со стороны высшего руководства и определение нужных компетенций, обеспечить внедрение инновационных ценностей за счёт правильного подбора персонала, обучения, а также внедрить в компании подходящий ей инструментарий.

Изменение подхода к инновационной стратегии, операционным и управленческим процессам, механизмам мотивации, а также активное использование инструментов инноваций являются одновременно составными частями глобальной трансформации корпоративной культуры компании к инновационной форме.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
16 октября 2020
FJORD TRENDS 2020. Новые тренды в бизнесе, технологиях и дизайне

Эксперты Accenture исследовали тренды в бизнесе, технологиях и дизайне и пришли к выводу, что вдумчивое использование этих трендов даст уникальную возможность модернизировать бизнес-модели, продукты и услуги в соответствии с новыми ценностями.

Исследования
29 мая 2019
Переосмыслить, переделать и реализовать: как успешно масштабировать цифровые инновации для стимулирования экономического роста

Доклад консалтинговой компании Accenture посвящён тому, как нужно управлять цифровой трансформацией для максимизации экономического результата.


Исследования
24 мая 2017
Россия онлайн? Догнать нельзя отстать
Мир стоит на пороге новой, самой масштабной по скорости и охвату, волны цифровой революции. Она существенным образом изменит устройство глобальной экономической системы. Как всегда при колоссальных изменениях, появляются огромные возможности для создания стоимости и вызовы, ответ на которые может означать победу или проигрыш в конкурентной борьбе. Причем не только на уровне отдельных компаний или отраслей, но и на уровне стран.
Экспертное мнение
27 декабря 2022
Персональная логистика: переход к MaaS

Пассажирский транспорт переживает период цифровой революции. Происходит цифровизации всех видов транспорта, а также сдвиг в сторону парадигмы «мобильность как услуга». Мультимодальное передвижение уже является неотъемлемой частью жизни в крупнейших мегаполисах мира, в том числе и в Москве. Однако для перехода на рельсы MaaS Российской Федерации предстоит преодолеть еще ряд барьеров.