Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Эксперты InfraONE выделили 160 проектов, у которых, по их мнению, имеются высокие шансы на запуск в следующие три года. Общая сумма инвестиций в 160 проектов сформированного национального перечня перспективных проектов — 4 трлн руб. Из них 3,98 трлн руб. — 99,5% — проекты дороже 1 млрд руб., причём около 2,5 трлн руб., или 63% этих вложений, приходится примерно на 10 проектов с объёмом инвестиций более 100 млрд руб. Не все эти мегапроекты могут быть запущены в ближайшие три года, власти остановятся на трёх-четырёх из них, так как все инициативы потребуют участия бюджета.

В сегменте от 10 млрд руб. до 100 млрд руб. сосредоточено 40 проектов с общим объёмом вложений 1,29 трлн руб. Как утверждают аналитики InfraONE, именно эти проекты будут наиболее привлекательны для финансовых инвесторов, так как объём проекта в таком случае чаще всего позволяет окупить инвестиции в разумный срок. К запуску готово меньше четверти проектов национального перечня — только 18,1% (29 проектов на сумму 1,2 трлн руб.). Но даже среди них больше половины приходится на два мегапроекта — строительство участка ВСМ Москва — Казань и передачу в концессию аэропорта Домодедово, запуск которых осложнён из‑за сверхкрупного объёма. Проектов дороже 1 млрд руб. в перечне 96 штук, на более мелкую группу от 100 млн руб. до 1 млрд руб. приходится всего 64 проекта. Небольшие проекты готовят в основном регионы и муниципалитеты, но в итоге эти инициативы не интересны финансовым мейджорам и другим квалифицированным игрокам, а потому качество их подготовки остаётся посредственным.

В национальном перечне перспективных проектов ожидаемо лидирует транспортная отрасль — 55 проектов требуют 93,4% инвестиций (3,7 трлн руб.), а больше всего вложений планируется в железные и автомобильные дороги — 1,53 трлн руб. и 1,52 трлн руб. соответственно. В секторе железных дорог эти инвестиции нужны для реализации трёх проектов, а в секторе автомобильных дорог — тридцати пяти. По мнению аналитиков InfraONE, перевес транспорта сохранится и в силу дороговизны проектов, и благодаря особому вниманию властей к отрасли из‑за задач, поставленных «майским» указом.

Больше всего проектов перечня планируют запустить в Северо-Западном федеральном округе — 33 штуки на сумму свыше 400 млрд руб. Но по объёму инвестиций традиционно лидирует Центральный федеральный округ: 25 его проектов предполагают вложения порядка 1,3 трлн руб. В остальных округах отбор в перечень прошло от 14 до 26 проектов, и только в Северо-Кавказском федеральном округе InfraONE не ожидает запуска проектов. Опыт реализации концессий и ГЧП дороже 100 млн руб. есть у 64 регионов, но у 25 из них он пока единичный (1‑2 концессии). Причём, чем лучше в субъекте развита инфраструктура и шире рынок строительных компаний, тем чаще там применяют государственно-частное партнёрство. Исключение — Москва, которой чаще хватает собственных средств на инфраструктурные стройки. В следующие два-три года опытные и развитые регионы будут более мотивированы прибегать к проектному финансированию.

Для инвестиций в инфраструктуру на финансовом рынке, по оценке InfraONE, доступно 2,2–2,7 трлн руб. Но из‑за недостатка готовых проектов эти деньги не попадают в отрасль. Применение системного подхода к планированию развития территорий, прозрачный отбор проектов, развитие посевных фондов, решение проблем строительного рынка и наращивание компетенций в управлении строительством — шаги, которые помогут решить проблему в долгосрочной перспективе (пяти-шести лет, если начать действовать уже сейчас). Впрочем, увеличить количество запущенных проектов можно и в ближайшие годы. Для этого авторы проектов могут обратить внимание на недооцененные на рынке финансовые инструменты, чтобы сделать свою инициативу привлекательнее, а власти — способствовать появлению альтернативных форм господдержки и новых механизмов инвестирования.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Статьи
28 апреля 2020
Ответ CEO на вызовы COVID-19: первоочередные меры и прицел в будущее

Эксперты BCG обсудили с руководителями компаний тревожащие их вопросы и меры, которые они предпринимают на фоне развития кризиса, связанного с COVID-19.


Экспертное мнение
27 декабря 2022
Синергия пространства развития в рамках реализации подходов к формированию мегаагломераций в России

Сформулированы вопросы формирования пространственного каркаса страны и обоснован перечень перспективных мегаагломераций, способных в перспективе вносить значимый вклад в социально-экономические параметры развития страны. Рассмотрена успешная зарубежная практика формирования и управления мегаагломерацией, а также сформулированы рекомендации для органов государственной и муниципальной власти.

Статьи
28 апреля 2020
Как управлять компанией в условиях пандемии

Пандемия COVID-19 продемонстрировала, что системы, созданные прежде всего для поддержания эффективности, оказываются хрупкими в условиях стресса. Как поменять подход к планированию в ответ на вызовы времени?