Доклад анализирует политику России и США в Азиатско-Тихоокеанском регионе с точки зрения формулируемых правительствами двух стран целей в области международной политики, экономики и безопасности, а также подходов к их реализации. Оцениваются состояние, возможности и перспективы российско-американского взаимодействия в АТР, формулируются рекомендации для ведомств двух стран, определяющих и осуществляющих государственную политику России и США в этом регионе.
Россия и США тихоокеанские державы. Их будущее развитие и безопасность в значительной степени зависят от развития событий в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Они ключевые участники региональных дипломатических процессов и многосторонних форумов. Их вооруженные силы обладают возможностями, не сравнимыми с возможностями других стран этого региона. Интерес России к этому региону возрос после 2014 г. Ранее в российской региональной повестке доминировали страны постсоветской Евразии и Европы. Отсутствие регулярного межправительственного диалога между Россией и США по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, не говоря уже о практическом сотрудничестве, было скорее следствием инерции, чем преднамеренным замыслом.
В рамках политики «разворота на Восток» Россия уделяет приоритетное внимание отношениям с Китаем. Как и США, Россия считает усиление Китая одним из наиболее значимых событий XXI века. В последнее время Кремль с большей настойчивостью добивается заключения соглашений по ключевым проектам, таким как подписанное в мае 2014 года газовое соглашение на общую сумму приблизительно 400 млрд долл. Потребность России в более глубоком экономическом взаимодействии с Китаем в результате ухудшения связей с другими ведущими партнерами создает дисбаланс в российско-китайских отношениях, который с течением времени может иметь стратегические последствия.