Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру России на основе концессии: итоги 2017 года

Исследования
7 февраля 2019

Аналитическая служба Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) в годовом докладе приводит свои выводы и экспертные оценки о реализации концессионных соглашений в России, основываясь на анализе информации, включённой в Базу данных ИНВЕСТИНФРА, а также добровольного раскрытия информации участниками рынка.

Как отмечают авторы доклада, в 2017 году в России количество объектов инфраструктуры, запланированных для передачи в концессию, увеличилось почти вдвое (12 272 объектов муниципального уровня и 148 объектов регионального уровня) по сравнению с предыдущим годом, что свидетельствует о растущих потребностях регионов в концессионных инфраструктурных проектах. Общее количество объявленных в 2017 году концессионных конкурсов уменьшилось в годовом выражении на треть, при этом увеличилось количество объявленных конкурсов крупной категории (с объёмом инвестиционных обязательств более 1 млрд руб.). Подавляющее большинство конкурсов было объявлено в сфере ЖКХ (92% всех конкурсов) и муниципальными органами власти (97% всех конкурсов).

Что касается уже заключённых концессионных соглашений средней (с объёмом инвестиционных обязательств от 100 млн руб. до 1 млрд руб.) и крупной категорий, то всего в 2017 году было подписано 51 такое соглашение с суммарным объёмом инвестиционных обязательств в 215,1 млрд руб. Наибольшее количество сделок было заключено в Московской и Новосибирской областях, а также в Санкт-Петербурге и Республике Татарстан, при этом крупнейшим из них стал проект строительства автомобильной магистрали «Центральная кольцевая автомобильная дорога Московской области». В целом, количество заключённых в 2017 году концессионных соглашений средней и крупной категорий по сравнению с 2016 годом не изменилось, однако общий объём инвестиционных обязательств незначительно уменьшился.

В 2017 году был принят ряд федеральных законов и нормативно-правовых актов в сфере инвестиций, концессионных соглашений и государственно-частного партнёрства, существенно влияющих на инвестиционный процесс и ужесточающих контроль. В частности, изменения коснулись сферы жилищно-коммунального хозяйства, регулирования синдицированных кредитов, специальных инвестиционных контрактов. К сожалению, как отмечают авторы доклада, как законодательная база, так и правоприменительная практика судов в данной области в России ещё далека от идеала и не соответствует реализации положений провозглашённой руководством страны программы «инфраструктурной ипотеки».

В завершающем разделе своего доклада аналитики НАКДИ рассматривают итоги развития рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру за рубежом в 2017 году на основании данных из отчёта Всемирного экономического форума (ВЭФ) и фиксируют всё более увеличивающийся дефицит пенсионных систем основных национальных экономик в мире. В сложившихся условиях долгосрочные инвесторы и их регуляторы будут вынуждены искать новые способы повышения эффективности своей деятельности, которые могут включать переход от системы гарантированных пожизненных пенсионных выплат к планам с обязательными взносами, институционализацию нового класса нелистинговых инфраструктурных активов, а также продвижение принципов ответственного инвестирования.

Данная публикация размещена в Информационно-аналитической системе Росконгресс по рекомендации экспертного сообщества Фонда Росконгресс.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
29 декабря 2022
Дальневосточная концессия навстречу потребностям региона

Можем ли мы утверждать, что в развитии территории Дальнего Востока, на первое место выступает социальная сфера? Ответ неоднозначный. С одной стороны, социальные потребности жителя любого региона России приравниваются к общему (среднему) набору потребительской корзины. С другой стороны, квалификация, информационная доступность (информированность современного человека) и рестрикционная кредитно-финансовая политика РФ позволяют сделать вывод, что предприниматель / инвестор / девелопер в любой точке России отлично осведомлен по вопросам управления и ресурсного обеспечения своей деятельности (люди, финансы, бизнес-сеть, связь, транспорт, сервис регулятора). Мы полагаем, что приоритет социального вопроса для ДФО может иметь «конкурента» — развитие частного хозяйства. Предпринимательство всегда вносит в регион социально-экономический эффект, поэтому регулятору на уровнях Россия-Регион-Муниципалитет — нужно иметь не контрадикторную политику и совпадение линейки сервиса госслужб с интересом хозяйствующего человека.


Экспертное мнение
27 декабря 2022
Инфраструктурное меню для регионов

Чем выше волатильность в мире, тем важнее становится внутреннее развитие страны, которое опирается на современную инфраструктуру. В развитии инфраструктуры преуспевают страны, которые полагаются не на бюджетные деньги, поэтому инфраструктурные облигации очень важны. Данный инструмент должен позволить сократить как инвестиционно-строительную, так и предынвестиционную фазы подготовки проекта. Инфраструктурные облигации должны помощь создавать для потребителя либо продукт дешевле, либо качественнее. Создание социальной инфраструктуры будет оставаться в повестке федеральных и региональных властей в ближайшее десятилетие, следовательно необходимо понять какие из внедряемых мер будут оказывать наибольший эффект для роста качества жизни населения.

Экспертное мнение
29 декабря 2022
Сглаживание швов при переходе к цифровой реальности в логистике

Цифровизация остается ключевым трендом для экономического развития территорий, в области грузоперевозок данный вопрос стоит особенно остро ввиду наличия значительно количество требований со стороны грузоотправителей и государства. Переход к платформенным решениям, использование передовых технологий при погрузке и транспортировке снимает большинство проблем, но следует не забывать и о других «швах» требующих внимания заинтересованных сторон.