Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Дальневосточная концессия навстречу потребностям региона

Экспертное мнение
29 декабря 2022

Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ВЭФ-2022 «„Дальневосточная концессия“: первые итоги и перспективы».

Автор: Воеводина Наталия Валентиновна, кандидат экономических наук, начальник отдела дополнительного профессионального образования Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета

Сравнивая итоги развития ГЧП за 5 лет, и итоги Концессии РФ 2021 года, можно отметить важные позиции аналитики:

1. Первое, значимое, доверие Концессионера, выраженное инициативой, в том числе достижением стадии Коммерческого закрытия проекта: доверие Концессионера сформировано разницей между Оптимизмом получить «длинный» оборотный капитал и государственную оферту на увеличение Основного капитала Концессионера в будущем (собственность проекта), и, Пессимизмом в отношении Рисков проекта. Если первое (Оптимизм) мы расцениваем как экономическое достижение, то остановимся подробнее на рисках. Не принимая во внимание непредвиденные события, Риски экономики России возникли «не вчера», и даже не 10 лет назад. Риски, которые проявили себя в Концессии носят системный исторический характер. Сегодня они характеризуются для ДФО следующим (таблица 1).

Инвестиции в ДФО: Денежное обращение в ДФО:
  • Источник — Бюджет РФ;
  • Мотивация экономической деятельности в ДФО: карьера власти.
  • не вовлекает жителей ДФО;
  • «потребители» проектов — контрактники, субподрядчики, в меньшей степени жители ДФО.

Таблица 1 — участники инвестиционных процессов в Концессии

2. Важное, система государственного сопровождения Концессии, выраженная эффективным взаимодействием ДОМ.РФ, ВЭБ.РФ, Сбера, Минвостока, Правительства субъектов федерации, Открытых данных и ДВ гектара. Концессия выявляет системные риски, и определяет быструю оптимизацию регулирующих процедур, например, отход от поручительств местной власти, оптимизация экспертных процедур и др. Концессия показала готовность Правительства субъекта ДФО выполнять задачу экономического развития в части Концессионных инициатив: процедурно, в купе с формирования местного бюджета на фоне нацпроектов и федпрограмм. Концессия обнаруживает, что годовое бюджетное планирование субъектов ДФО не бьется с длинными проектами ДВ Концессий. Согласно отчету (3, с.6), мы имеем неравномерность развития Концессии в ДФО по субъектам.

3. Консервативность Банков, которая выражена в 15-19% кредитования оборотного капитала предприятия и 10-12% в Концессии — это расценивается как риск, заложенный банком. Что входит в тело Риска? — ожидания инфляции, недоверие к исполнению «длинного» проекта, при этом ставка рефинансирования — 7,5 % на 19.09.2022 (5). ДВ кредиторам нужна ДВ ставка: риск ДВ Концессии увеличивается первой и второй аналитической позициями. По мнению Регулятора (1, с.8), ключевая тенденция в ДФО — растущий грузопоток, требующий развития транспортной инфраструктуры. ДФО с населением в 6 млн.чел. создает 5% (от 100) веса инфляции в РФ по сравнению с другими округами. В 2022 году для ДФО зафиксирован рекордный показатель веса инвестиций в основной капитал — 19,9% (против 8,2 по Центральному округу), ввод жилья занимает 2е место среди Округов, лидирует в весе ипотечного кредитования (24%). В целом можно заключить, что для ДФО инвестиции в основной капитал из бюджета РФ составляют основу развития экономики, нежели кредитный капитал Предприятий.

4. Потребление, связанное с доходами. В ДФО туроборот и потребление подвержено сезонному фактору. Социальные программы ипотечного кредитования в ДФО смогли сохранить потребление и снизить ожидания инфляции. Если при снижении спроса и поставок Потребление сократится, то возможность доступа к оборотному (кредитному) капиталу снижается. Либо ЦБ РФ снизит ставку по России до 2-4%, либо для ДФО.

Таким образом Концессия, другие бюджетные инвестиции в основной капитал балансируют ставку кредита и присутствие ГУ ЦБ РФ в ДФО, или практически вытесняют его из реализации нацпроектов. Однако, последнее не желательно, поскольку целевые показатели госпрограмм и Концессии — это развитие территории: приток населения, потребления, инвестиций.

На фоне текущей экономической конъюнктуры и системного Риска, Концессия решает задачи его оптимизации:

Инвестиционная инициатива (спрос на Концессию) превысила возможности бюджетной системы (в способе организации бюджетного исполнения). Этот риск однозначно снижается стоимостью банковского кредита. Оборот кредита в системе ЦБ РФ нуждается в обновлении фондового рынка, майнинга и криптовалютных деревативах. Это объясняется тем, что вкладами сейчас трудно удовлетворить спрос на кредит. Если в ДВ Концессии вес банковского сектора не увеличится, стагнация продолжится. Гарантии госкорпорации, как и любые гарантии не учавствуют в обороте капитала, являются инструментом оптимизации форс мажора. Не случайно в рамках Постановления Правительства РФ от 09.2021 № 1466 закреплено право Концедента для Минвостокразвития и возмещение 100% затрат инвестора. Это говорит о том, что сегодня в ДВО нет устойчивого соотношения между потреблением и производством для создания промышленных единиц и кластеров. Или, Правительства субъектов ДФО не имеют четких ориентиров долгосрочного развития, лишь исполняют/участвуют в федеральных директивах. Если сегодня Минвостокразвития юридически приобретает право Концедента, то аккумулирует влияние на стратегические отраслевые потенциалы ДФО: становится фактором развития и формирует инвестиционную карту ДФО.

Системный риск ДФО заключается в следующем:

  1. в субъектах ДФО нет приоритетных направлений развития территории, которые являются основой развития ДВ Концессии, попадающих в рамки действия Постановления Правительства от 4.12.2021г. № 2200;
  2. отсутствие открытых структурированных пространственных данных для инвесторов и жителей ДФО с начала реализации проекта «ДВ Гектар» и «ДВ Концессия», значительно снизило инвестиционный оптимизм.

Мы пришли к ситуации, когда ЛЬГОТНЫЕ источники привлечения финансов для инвесторов стали сбалансированы с уровнем системного риска (2, с.9). Льготное финансирование является нормой для развития ДВ Концессии, следовательно, экономики ДФО.

Теперь вернемся к социально-экономической основе развития ДФО: какая хозяйственная конъюнктура должна быть в ДФО, чтобы интерес инвестора совпадал с приоритетами и целевыми показателями нацпроектов и федеральных программам по развитию ДФО? Этот вопрос вносит следующие практики в ДВ Концессию:

  1. ДВК не требует четких критериев;
  2. ДВК ожидают расширение бизнеса в ДФО;
  3. ДВК прямо воздействует на повышения активности на рынке облигаций;
  4. в ДВК выделилась практика минимизации участия Субъекта федерации в качестве поручителя, как носителя системного риска;
  5. основная экономическая задача Концессии — получить продукт или дешевле, или за те же деньги, но лучшего качества — для этого нужны пространственные данные о хозяйственной конъюнктуре субъекта федерации и его инвестиционном потенциале.

Если этот вопрос вообще не стоит, т.е. ДВ Концессия осваивает природу ДФО, то мы принимаем позицию о реализации права Минвостокразвития на Концедента в ДВ Концессии.

На перспективу: в случае превышения объема социальной инфраструктуры (развития ДВК) над уровнем оттока жителей из ДФО, демографическая политика поставит вопрос о привлечении населения на Дальний Восток. Традиционно, это были такие категории людей как молодые специалисты, студенты, семейные хозяйства. И перспективы сегодняшнего дня для этих категорий людей коррелируют с уровнем информационных технологий в ДФО. Связь является социальным благом и предпринимательским ресурсом. Пессимизм в отношении ДВ Концессии идет на уровне неравномерного присутствия пространственных и популяризирующих ДВК данных. Так, в Приморском крае, на Чукотке достаточно представлена информация о проектах ГЧП (6), в Республике Саха — на сайте Минэкономики, на Сахалине — сайт Агентства по ГЧП (7), по всем регионам — ГЧП-Советник.

В целом, можно заключить, что принятые нами за основу аналитики позиции доверие Концессионера, система государственного сопровождения Концессии, консервативность Банков и Потребление действительно являются факторами развития ДФО.

Отвечая на поставленный вопрос — соответствуют ли в ДВК инвестиционные инициативы целевым показателям госпрограмм? — отметим, что Инвестор — это: Житель ДФО, Концендент в лице Минвостокразвития, а также некоторое количество внешних инвесторов. Дальневосточный инвестор восстанавливает объекты муниципальных образований, Минвостокразвития планирует к реализации проекты промышленного развития, внешние инвесторы — охватывают сферу туризма. Координация нацпроектов и госпрограмм с намерениями ДВ инвесторов произойдет при наличии на рынке Концедента Минвостокразвития. Последнее — это проекты, сильно подверженные системному риску. ДВ инвестор — основа развития — будет инвестировать в существующую инфраструктуру муниципальных образований.

Рекомендации для органов государственной власти

  • Рекомендуется обеспечить открытость и доступность форм и источников финансирования ДВ Концессии.
  • Системные инфраструктурные данные рекомендуются как системные пространственные данные: земля, инициатива, фининструментарий, мастер-планы субъекта, координация госпрограмм и нацпроектов.
  • Обозначить роль образовательных площадок дополнительного профессионального образования для МСП по развитию ДВ Концессии.

Рекомендации для органов муниципальной власти

  • Разработать мастер-планы муниципалитетов и представить единый мастер-план в системе целевых показателей госпрограмм, нацпроектов, результатов научной деятельности ДВО РАН и ДВФУ, соответствующих данному мастер-плану.
  • Усиление роли ИТ проектов и гуманитарных проектов в связи с необходимостью ДФО принимать мигрантов.


[1] Отчет № 14 сентябрь 2022. Доклад ЦБ РФ «Региональная экономика» (14.09.2022)
[2] Основные тренды и статистика рынка ГЧП по итогам 2021 года. Аналитический обзор (12.09.2022)
[3] Рейтинг городов по уровню развития частно-государственного партнерства 2021 год (12.09.2022)
[4] Центральный банк РФ // Аналитический цифровой ресурс (19.09.2022)
[5] Инвестиционный портал Приморского края (19.09.2022)
Инвестиционный портал ЧАО (19.09.2022)
[6] Министерство экономики Республики Саха (Якутия) // ГЧП (19.09.2022)
Агентство по государственно-частному партнерству Сахалинской области (19.09.2022)

Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
21 февраля 2020
Инвестиции в инфраструктуру
В аналитическом обзоре InfraOne Research «Инвестиции в инфраструктуру — 2020» представлено исследование современного состояния рынка инфраструктурных инвестиций, его ключевые тренды, а также изложен прогноз развития на будущие годы.
Исследования
6 ноября 2020
Виртуализация мобильных сетей. Серебряная пуля для операторов в освоении 5G?
Отчет, подготовленный экспертами компании Arthur D. Little, является первым в серии публикаций, затрагивающих проблемы, с которыми телекоммуникационные компании сталкиваются при развертывании виртуализированных мобильных сетей.
Исследования
11 февраля 2019
Инвестиции в инфраструктуру. Строительство

В аналитическом обзоре InfraONE исследуется современное состояние российского строительного рынка, его ключевые сегменты и игроки, а также представляется прогноз развития отрасли на ближайшие годы.