Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Инфраструктурное меню для регионов

Экспертное мнение
27 декабря 2022
Инфраструктурное меню для регионов
Дата выхода
27.12.2022
Авторы
Дорофеева Людмила

Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ПМЭФ-2022 «Инфраструктурные облигации как эффективный механизм развития регионов».

Автор: Дорофеева Людмила Владимировна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт проблем региональной экономики Российской академии наук

В сложившихся обстоятельствах начала 2022 года вопрос инфраструктурного развития территории Российской Федерации стал одним из ключевых факторов сохранения устойчивости экономики и социальной сферы страны. Именно поэтому обсуждения предложенного еще на ПМЭФ-21 инфраструктурного меню вызвало значительный интерес со стороны регионов и бизнес сообщества.

Стоит отметить оперативность в реализации предложенных мер по повышению привлекательности вложений в инфраструктурные проекты, и если льготные инфраструктурные кредиты для регионов и механизм списания бюджетных кредитов действовали и ранее, то и новый инструмент инфраструктурных облигаций был впервые опробован в 2022 году. Сессия «Инфраструктурные облигации как эффективный механизм развития регионов» поставила задачу оценить успешность реализации пилотных проектов и определить узкие места для доработки нового инструмента, а также выявить ключевые направления государственной поддержки по созданию инфраструктурных проектов.

Вопрос инфраструктурного развития можно рассматривать с трех сторон:

1. Государство — инфраструктура как мультипликатор для социально-экономического развития. Инфраструктуру можно считать кровеносной системой экономики, она формирует благоприятный инвестиционный потенциал регионов и повышает качество жизни населения. Созданные институты развития призваны активизировать вовлечения бизнес-сообщества в создание инфраструктурных проектов, особенно социальной направленности. В этом ключе развитие механизмов государственно-частного партнерства (далее — ГЧП) становится наиболее эффективным способом привлечения частных инвестиций в данную сферу. Государство готово стимулировать долгосрочные вложения бизнеса в инфраструктурные проекты создавая систему гарантий и преференций.

2. Бизнес — инфраструктура как выгодное вложение для устойчивой хозяйственной деятельности. В условиях высокой рыночной волатильности реализация инфраструктурных проектов может стать более привлекательной для бизнес-сообщества. Реализация крупных инфраструктурных проектов позволяет удлинять горизонт планирования, сохранять рабочие места, и вкладывать в развитие бизнеса дополнительные деньги. Участие в создании социальной инфраструктуры придает бизнес-сообществу положительный имидж в глазах населения.

3. Население — инфраструктура как фактор создания благоприятной среды для высокого качества жизни. Запрос на инфраструктурное развитие территорий, особенно спальных районов от населения во многом стимулирует региональные и федеральные власти обращать пристальное внимание на данную проблему и искать пути ее решения. Обострившаяся борьба за человеческий капитал упирается в инфраструктурное развитие территорий, население, обладающее высоким уровнем квалификации, стремится переселяться в регионы способные обеспечить достойное качество жизни. Следовательно, как для государства, так и для бизнеса важно создание инфраструктуры по всей территории страны для обеспечения хозяйственной деятельности.

На данный момент мы можем констатировать высокий уровень дифференциации регионов относительно инфраструктурного развития. К наиболее острым проблемам можно отнести:
• отставание в создании объектов социальной инфраструктуры относительно жилищного строительства;
• низкий уровень обеспеченности жильем на человека;
• недостаток инвестиций в инфраструктурные проекты.

/

Именно на решение данных проблем направлен новый финансовый инструмент ДОМ.РФ — инфраструктурные облигации. Данный инструмент оказался крайне своевременным для всех участвующих в создании инфраструктурных проектов сторон, а также позволил поддержать фондовый рынок в момент активного санкционного давления. Благодаря инфраструктурным облигациям на начало 2022 года удалось привлечь более 20 млрд рублей. Большой интерес проявили руководители регионов, в частности, уже одобрены и профинансированы проекты в Челябинской и Сахалинской областях, всего ДОМ.РФ разрабатывает более 100 проектов в 35 регионах страны.

Фокус инфраструктурных инвестиций направлен на симулирование жилищного строительства. Федеральные и региональные власти стремятся мотивировать бизнес уходить от точечной застройки в пользу комплексного развития территории, что предполагает высокий уровень инфраструктурного обеспечения. Работа идет по следующим направлениям: сокращение инвестиционно-строительного цикла; разработка новых механизмов привлечения частных средств в инфраструктурные проекты; развитие механизмов ГЧП; оптимизация нормативно-законодательной базы.

Региональные власти понимают сдерживающий фактор инфраструктуры, в этом контексте предлагаемые механизмы комплексного развития территории могут стать драйверами развития, особенно для депрессивных регионов. Идет работа по созданию более благоприятной среды для застройщиков:

1. сокращены сроки по электронной ипотеке до 1-го дня и сроки по кадастровому учету объектов после ввода до 3-х дней. Росреестром были ограничены пределы правовой экспертизы при учете и регистрации. Дополнительной проработки требует задача по предоставлению информации о доступных землях, в данном направлении ведётся работа — создан сервис «земля для застройки».

2. решения вопросов эффективности использования земли, необходимо определить требования со стороны правообладателя в рамках нормативных актов, содержащих механизмы, которые могут заставить собственника регистрировать права на объекты недвижимости на своих участках, а также на помещения в многоквартирных домах.

Безусловно при всей успешности инфраструктурных облигаций и высокой степени доходности (доход выше, чем по ОФЗ), что немаловажно существует ряд проблем распространения данного механизма, в частности вопросы вызывает необходимость получения поручительства региона. Для региональных властей и бизнеса данная норма весьма неоднозначна, с одной стороны власти не хотят нести ответственность за возможное недобросовестное поведение частного партнера, с другой стороны бизнес не заинтересован в поиске поручителей со стороны государства. На данный момент это ограничение снимается за счет привлечения посредников — региональных агентств, выступающих для институтов развития в качестве частного партнера, а также работе в формате конфессии. Но все участники дискуссии сошлись на мнении о необходимости доработки положения о поручительстве. Встает вопрос о расширении круга проектов, подпадающих под требования, следует концентрировать внимание не только на создании транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктуры, но и на строительстве культурных, социальных и спортивных объектов, которые в свою очередь могут повышать привлекательность территории под жилищную застройку и мотивировать бизнес на вложения.

И региональные представители, и банковская сфера отмечает негативное влияние ключевой ставки на развитие новых инфраструктурных проектов. Во многом стороны пытаются переложить ответственность на друг друга. Регионы хотят перехода к одноэтапному финансированию контрактов под ключ, в настоящее время этот процесс происходит в две стадии, отдельно выдаются лимиты на проектирование и строительство, безусловно это безопаснее для банков, но практика контракта под ключ показала, что важнее за контрактовать и поставить материалы, это дает более быструю выборку и сокращение инвестиционного цикла строительства. Такой подход позволил бы снять инфраструктурные ограничения. Банковская сфера упоминает о несовершенстве законодательной базы, и высокой бюрократической составляющей процесса.

Подводя итог можно отметить, преимущество остается на стороне наиболее активных региональных команд. Чем выше уровень компетенции представителей власти, тем активнее используется все предлагаемые институтами развития инструменты. Федеральные власти прикладывают усилия по активизации деятельности в депрессивных регионах и привлечению в них крупных застройщиков. Банковская сфера трансформирует свое отношение к финансированию инфраструктурных проектов, переходя в статус участника концессии. Все меры призваны стимулировать экономический рост, повысить оборачиваемость капитала и решительно повысить качество жизни населения.

Рекомендации для органов государственной и муниципальной власти.

1. Подготовка проектов инфраструктурного развития территорий на региональном уровне, что позволит при разработки новых инструментов, включатся в работу реализации без задержек на проработку планов.

2. Повышение компетентности региональных команд в проектной работе, а также внедрение виртуального проектного офиса, позволяющего автоматизировать предпроектную работу региона по сбору и подготовки комплекта документов для начала работы с ДОМ.РФ.

3. Стимулирования застройщиков на создание не только базовой инфраструктуры, но и использование механизма инфраструктурных облигаций создания более продвинутых объектов, например систем «умный дом», подземных паркингов, улучшать качество воды и воздуха.


Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
4 сентября 2022
Глобальный обзор «Помощь в торговле»: Расширение возможностей для взаимосвязанной и устойчивой торговли

В обзоре представлены результаты совместных мероприятий ОЭСР и ВТО по мониторингу и оценке реализации инициативы «Помощь в торговле» в 2022 году. В работе рассматриваются актуальные тренды в сфере торговли, а также факторы, которые оказывают непосредственное влияние на развитие торговых процессов и мировой экономики.


Аналитические дайджесты
20 февраля 2021
Событийный паспорт региона: Самарская область

Аналитический дайджест «Событийный паспорт Самарской области», разработанный Национальным конгресс-бюро совместно с Правительством Самарской области, нацелен на продвижение дестинации на российском и международном рынках как благоприятного места для проведения мероприятий.

Исследования
28 февраля 2017
Среднесрочная программа социально-экономического развития страны до 2025 года «Стратегия Роста»

В настоящее время обсуждается несколько программ экономического развития России. Одна из них — среднесрочная программа развития «Стратегия Роста» подразумевает выход страны на темпы роста выше среднемировых уже в 2019 году и удвоение ВВП к 2035 году.

Экспертное мнение
27 декабря 2022
Социальные грани будущего

Социальный комплекс является фундаментом социально-политической, и, опосредованно, финансово-экономической системы государства. Стратегии экономического роста ставят своей целью повышение качества жизни населения и их эффективность определяется позитивными изменениями в жизни граждан. Сохранение достигнутых результатов и проектирование нового социально ориентированного будущего обеспечивает условия для устойчивого экономического развития.