Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Цифровизация в малых и средних городах России

Исследования
11 декабря 2018

Цифровизация экономики потенциально влияет на большинство общепризнанных параметров качества жизни людей; в России же, при достаточно стабильном положении в рейтинге стран мира по первичной цифровизации (наличие, качество и доступность инфраструктуры), ситуация по уровню вторичной цифровизации (интенсивность и навыки использования существующей инфраструктуры, характер используемых сервисов — наличие «цифровых компетенций») не столь однозначна. Анализ распространения цифровых услуг в малых и средних городах представляет особую актуальность для формирования цифровой экономики в связи с тем, что в них проживает треть городского населения страны. При этом недостаточно развивать только инфраструктуру, не менее важную роль играет формирование экосистемы и культуры использования имеющихся технологий — формирование «цифровых компетенций» пользователей сети.

Согласно выводам исследования Высшей школы урбанистики имени А. А. Высоковского (ВШУ) НИУ ВШЭ и Яндекс.Такси, в малых населённых пунктах интернет преимущественно используется для общения, в то время как жители крупных городов, помимо соцсетей и мессенджеров, используют интернет для совершения покупок, проведения финансовых операций и получения услуг. Различие в использовании цифровых сервисов в малых и крупных городах хорошо иллюстрируется практикой покупок через интернет. Также значительно различается частота использования государственных и муниципальных онлайн-услуг: доля горожан, получающих такие услуги через интернет, отличается почти на 20 процентных пунктов в малых городах и городах-миллионниках. Эксперты ВШУ объясняют эту особенность не различиями в умении пользоваться сетью, а отсутствием у жителей малых и средних городов привычки к подобного рода действиям.


Отличительной чертой малых городов является низкое проникновение локальных цифровых сервисов (доставка на дом, заказ еды, онлайн-покупки в местных магазинах, покупка билетов на местные мероприятия, онлайн-заказ такси и др.), которые предполагают получение услуги по месту нахождения клиента, а соответственно, требуют локальных исполнителей и соответствующей инфраструктуры.


Эксперты ВШУ выделяют отдельные стадии процесса цифровизации городов. На первом этапе происходит появление информационных сервисов и сервисов онлайн-заказа такси, то есть создание базовой цифровой инфраструктуры в городе, включая информацию о локальных организациях и сервисах, их времени работы. Затем в населённые пункты приходят сервисы по доставке товаров, способствуя дальнейшей интеграции этих городов в систему расселения. Наконец, на третьем этапе развиваются сервисы по доставке услуг (в частности, заказ еды), что свидетельствует о сломе традиционных паттернов и переходе жителей на иной уровень потребления городского пространства. Таким образом, наличие цифровой основы и включённость населённого пункта в систему расселения создает условия для прихода в город новых локальных онлайн-сервисов и услуг и его перехода на следующий этап цифровизации.

Данная публикация размещена в Информационно-аналитической системе Росконгресс по рекомендации экспертного сообщества Фонда Росконгресс.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
26 марта 2018
Ускорение монетизации имеющихся данных в автомобильной отрасли

Извлечение пользы из данных о транспортных средствах потребует от игроков в автомобильной экосистеме стратегического подхода и преодоления трех основных трудностей, которые определили на круглых столах и в закрытых обзорах компании McKinsey опытные руководители автомобильных компаний.


Экспертное мнение
21 марта 2025
Сохранить все в мировой экономике Россия сможет лишь при условии активного участия в четвертой промышленной революции

Настроение российского бизнеса становится более позитивным: подавляющее большинство компаний заявили о готовности инвестировать в развитие в 2018 году. Вместе с тем рост промышленности сдерживается рядом негативных факторов. Как их преодолеть? Рассуждает президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.

Исследования
2 октября 2017
Россия онлайн: четыре приоритета для прорыва в цифровой экономике

Сегодня все участники экономической системы признают неизбежность цифровой трансформации. Это обуславливается как новыми возможностями, так и рисками, которые может повлечь за собой отказ от цифровизации. Сюда относятся ликвидация и создание рабочих мест, удержание талантов, поддержка цифровых компаний-«чемпионов» и, как следствие, рост ВВП.

Статьи
23 ноября 2020
Сильным государство делают талантливые творческие люди

Журнал «Региональная Россия» опубликовал эксклюзивное интервью с заместителем министра культуры Ольгой Яриловой. С согласия редакции Фонд Росконгресс публикует материал, который помогает лучше понять процессы, определяющие развитие современной российской культуры, особенно на местах.