Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Цифровизация в малых и средних городах России

Исследования
11 декабря 2018

Цифровизация экономики потенциально влияет на большинство общепризнанных параметров качества жизни людей; в России же, при достаточно стабильном положении в рейтинге стран мира по первичной цифровизации (наличие, качество и доступность инфраструктуры), ситуация по уровню вторичной цифровизации (интенсивность и навыки использования существующей инфраструктуры, характер используемых сервисов — наличие «цифровых компетенций») не столь однозначна. Анализ распространения цифровых услуг в малых и средних городах представляет особую актуальность для формирования цифровой экономики в связи с тем, что в них проживает треть городского населения страны. При этом недостаточно развивать только инфраструктуру, не менее важную роль играет формирование экосистемы и культуры использования имеющихся технологий — формирование «цифровых компетенций» пользователей сети.

Согласно выводам исследования Высшей школы урбанистики имени А. А. Высоковского (ВШУ) НИУ ВШЭ и Яндекс.Такси, в малых населённых пунктах интернет преимущественно используется для общения, в то время как жители крупных городов, помимо соцсетей и мессенджеров, используют интернет для совершения покупок, проведения финансовых операций и получения услуг. Различие в использовании цифровых сервисов в малых и крупных городах хорошо иллюстрируется практикой покупок через интернет. Также значительно различается частота использования государственных и муниципальных онлайн-услуг: доля горожан, получающих такие услуги через интернет, отличается почти на 20 процентных пунктов в малых городах и городах-миллионниках. Эксперты ВШУ объясняют эту особенность не различиями в умении пользоваться сетью, а отсутствием у жителей малых и средних городов привычки к подобного рода действиям.


Отличительной чертой малых городов является низкое проникновение локальных цифровых сервисов (доставка на дом, заказ еды, онлайн-покупки в местных магазинах, покупка билетов на местные мероприятия, онлайн-заказ такси и др.), которые предполагают получение услуги по месту нахождения клиента, а соответственно, требуют локальных исполнителей и соответствующей инфраструктуры.


Эксперты ВШУ выделяют отдельные стадии процесса цифровизации городов. На первом этапе происходит появление информационных сервисов и сервисов онлайн-заказа такси, то есть создание базовой цифровой инфраструктуры в городе, включая информацию о локальных организациях и сервисах, их времени работы. Затем в населённые пункты приходят сервисы по доставке товаров, способствуя дальнейшей интеграции этих городов в систему расселения. Наконец, на третьем этапе развиваются сервисы по доставке услуг (в частности, заказ еды), что свидетельствует о сломе традиционных паттернов и переходе жителей на иной уровень потребления городского пространства. Таким образом, наличие цифровой основы и включённость населённого пункта в систему расселения создает условия для прихода в город новых локальных онлайн-сервисов и услуг и его перехода на следующий этап цифровизации.

Данная публикация размещена в Информационно-аналитической системе Росконгресс по рекомендации экспертного сообщества Фонда Росконгресс.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Статьи
22 мая 2018
Пять мыслей о блокчейне
Возможности технологии блокчейн гораздо шире, чем создание криптовалют. Ее внедрение позволит обеспечить экономический и технологический рывок в совершенно разных областях. И Россия может возглавить этот процесс. Так считает Владислав Мартынов, предприниматель, инвестор, глава центра компетенций Ethereum.

Статьи
31 октября 2019
Сетевой человеческий капитал миллениалов как драйвер развития цифровой экономики

В статье раскрыты особенности формирования сетевого человеческого капитала. Дана характеристика новых сетевых свойств человеческого капитала миллениалов в современной экономике. Определены основные тенденции трансформации сферы занятости и новые цифровые компетенции миллениалов в условиях использования Больших данных. Обосновано положение о капитализации инвестиций в сетевой человеческий капитал. Показана специфика активности миллениалов в социальных сетях. Раскрыты тенденции трансформации финансовых рынков в условиях цифровой экономики.


Исследования
9 ноября 2020
Политические дивиденды цифрового управления с участием общественности
В исследовании Всемирного банка рассматривается публично значимая сфера государственной политики — качество дорог — в столице Российской Федерации. Представлены данные об использовании цифровых технологий в качестве средства агрегирования информации об имеющихся проблемах и способа демонстрации возможностей и эффективности правительства.
Исследования
25 декабря 2019
Полярный индекс. Версия 2.0. Регионы // Рейтинг устойчивого развития регионов российской Арктики

Исследование, подготовленное Экспертным центром «Проектный офис развития Арктики» и кафедрой экономики природопользования экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, посвящено проекту «Полярный индекс», который нацелен на внедрение и распространение принципов устойчивого развития применительно к российской Арктике.