В обзоре, подготовленном агентством СБЕР Маркетинг, анализируются последствия коронавируса для мира и России. В частности, авторы обзора подробно рассматривают, какое влияние пандемия уже оказала на различные сферы жизни общества, среди которых экономика, потребительские привычки, работа и образование, проблемы безработицы и информационной безопасности, а также дают прогнозы по развитию ситуации в будущем.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведённых Фондом.
В настоящее время уже наблюдается ряд отрицательных экономических последствий пандемии, которые могут только усугубиться при негативном сценарии развития.
Пандемию коронавируса уже называют вторым крупнейшим глобальным кризисом после Второй мировой войны. По прогнозам ВТО, мировая торговля сократится на 1332% в 2020 году. В обзоре отмечается, что в настоящее время уже наблюдается значительная рецессия: так, по прогнозам Fitch, ожидается годовое падение ВВП в России на 1,4%, а в еврозоне и США падение ВВП за второй квартал составит 78%.
Для России власти также разработали два стресс-сценария развития событий мягкий и жёсткий (которые скорее выглядят как жёсткий и очень жёсткий):
· согласно первому, карантин закончится летом, а цена нефти будет составлять 20 долларов за баррель;
· согласно второму, экономическая активность не возобновится до осени, а нефть будет стоить 10 долларов за баррель.
Для мировой экономики компания McKinsey разработала несколько сценариев, самый пессимистичный из которых предсказывает затяжной кризис и появление «чёрного лебедя чёрных лебедей» это комбинация из ущерба экономике, нанесённого вирусом, отсутствия мер для предотвращения повсеместных банкротств, безработицы и финансового кризиса.
Одним из главных негативных последствий кризиса становится рост безработицы. Так, по данным ТПП, только в России под угрозой закрытия оказались 3 млн предпринимателей, а без работы могут остаться 8,6 млн человек. По данным РБК, почти 30% компаний отправили работников в неоплачиваемый отпуск, свыше 20% предприятий сократили зарплаты, а 16% перешли к увольнениям.
Беспрецедентное влияние эпидемия коронавируса оказала на сферу туризма. В России, по данным Сбербанка, за неделю с 30 марта по 5 апреля траты в турагентствах упали на 96,9%, на авиабилеты на 92,6%, на отели на 85,3%.
Важно, что отличительной особенностью текущего кризиса является неопределённость по поводу того, когда он закончится, так как это зависит от нескольких факторов, среди которых появление вакцины, коллективный иммунитет, возможные будущие вспышки вируса.
Коронавирус существенно повлияет на информационную безопасность.
Сейчас люди массово беспокоятся о бесконтрольном распространении личной информации на фоне усиления контроля со стороны государства (например, при отслеживании инфицированных людей), а также утечек информации (как в случае с компанией Zoom). Также существуют опасения на тему того, как власти будут использовать инструменты контроля после эпидемии.
В обзоре затрагивается и проблема достоверности информации: ряд компаний (YouTube, WhatsApp) уже борются с так называемой инфодемией распространением недостоверной информации и слухов, вызывающих панику. В обзоре подчёркивается, что при борьбе с данным явлением также можно ожидать усиление контроля государства и, как следствие, развитие цензуры.
На фоне вынужденной изоляции происходит цифровизация различных сфер жизни общества.
Уже сейчас отмечаются изменения в потребительских привычках людей большинство пользователей переходит в онлайн. Согласно исследованию Nielsen, в условиях эпидемии 76% потребителей изменили привычки, связанные с потреблением контента. Так, 21% стали чаще читать онлайн-книги, 20% чаще проводить время в социальных сетях, 18% просматривать видео, 12% слушать музыку и радио.
Также растёт популярность дистанционных финансовых сервисов и онлайн-покупок. Несмотря на то, что увеличение безработицы и уменьшение доходов повлияло на потребительскую активность (сейчас в России на фоне карантина люди стали покупать на 30% меньше), количество покупок онлайн стабильно растёт. Так, процент потребителей, которые совершают более половины своих покупок в интернете, с начала COVID-19 увеличилось с 25% до 80%.
Пользователи вынужденно перешли в интернет в целях удалённой работы и получения образования. Мировой рынок онлайн-образования быстро рос и до эпидемии коронавируса, а текущие обстоятельства только поспособствовали развитию данного формата. Отмечается, что многие университеты и компании могут продолжить практиковать удалённую работу и после окончания карантина.
Коронавирус оказал влияние на отношение людей к своему здоровью и друг другу.
На фоне эпидемии люди всё чаще стали задумываться о своём здоровье и безопасности. По данным Nielsen, на фоне пандемии 64% россиян стали чаще мыть руки, 33% чаще используют санитайзеры, а 26% регулярно делают дома уборку. В обзоре предполагается, что такие меры профилактики, как, например, одноразовые перчатки в магазинах и тепловизоры на входе в общественные места, могут остаться с нами и в будущем.
В обзоре также отмечается парадоксальный тренд: параллельно с ростом агрессии к окружающим людям (на фоне боязни заразиться) растёт единение и взаимовыручка. Повсеместно люди объединяются, чтобы помочь друг другу в тяжёлый период: от помощи волонтёров с покупками для пожилых людей до миллионных пожертвований и масштабных кампаний по сбору средств на борьбу с коронавирусом.
Авторы считают, что после COVID-19 мир сохранит чувство единения и осознания, что каждая человеческая жизнь бесценна.
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещёнными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс COVID-19 и СидимДомаЭкономика, посвящённых мерам реагирования на вспышку коронавируса и возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии.