Транспортная система России играет двоякую роль в развитии экономики и человеческого капитала: в ряде отраслей она способствует их развитию, а в остальных тормозит его. В России представлены все сегменты транспортного машиностроения, что создаёт мультипликативный эффект для развития соответствующей инфраструктуры. Междугороднее пассажирское сообщение отличается высочайшей пунктуальностью. Вместе с тем доминирование удовлетворения спроса сырьевых отраслей экономики и финансирование инфраструктурных проектов способствует отсталости транспортной системы.
В докладе рассматривается транспортный комплекс РФ, выделяются региональные аспекты его развития, грузо- и пассажиропотоки, анализируется роль различных видов транспорта в транспортно-логистической системе РФ, выделяется фактор цифровизации и финансирования при развитии транспортной системы РФ.
Инновационные решения в транспортной сфере становятся нормой жизни, к которой следует поскорее адаптироваться. Новым вызовом становится всё более массовое применение самоуправляемого электрического транспорта. Значительный переход с традиционных автомобилей на новые.
Кроме того, наблюдаются значительные региональные различия в мобильности людей. За пределами Московского транспортного узла показатель подвижности снижается до 42 поездок в год на жителя. В подавляющем большинстве эти поездки без учёта пригородных перемещений имеют внутрирегиональный характер.
Ввиду отсутствия приемлемых альтернатив в общественном транспорте многие жители России по-прежнему предпочитают перемещаться на личном автомобиле даже на дальние расстояния. Во многом это вызвано стереотипом о дешевизне личного автотранспорта. При этом стоимость такого перемещения как правило не оценивают адекватно.