Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Доклад о развитии электронной торговли в малом и среднем бизнесе стран БРИКС

Исследования
11 декабря 2019

Общие тенденции в сфере мировой электронной торговли


Авторы доклада из Шанхайской академии социальных наук и Организации Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) констатируют, что стремительный рост сферы электронной торговли в мире привлекает всё большее внимание. Вышеназванные эксперты ожидают, что доля электронной коммерции в мировой розничной торговле увеличится с 7,4% в 2014 году до 14,6% в 2020 году. Кроме того, с использованием информационно-коммуникационных технологий, искусственного интеллекта и других современных информационных технологий электронная торговля будет оказывать сильнейшее воздействие на глобальные цепочки производства и розничный бизнес. Развитие мобильной электронной коммерции и социальных сетей меняет образ жизни людей и культуру потребления. Развивающиеся страны, особенно страны БРИКС, на которые приходится 42,19% мирового населения, обладают значительным потенциалом потребительского спроса в электронном пространстве. С ростом уровня проникновения мобильного интернета в странах БРИКС развитие электронной коммерции в этих странах имеет большие перспективы. Так, в 2017 году, согласно расчётам Международного торгового центра (ITC), доля интернет-пользователей, которые оплачивали счета или совершали покупки через интернет, составляла 19,2% в Китае и 17,5% в России (среднемировое значение — 16%).

Рынки электронной коммерции в странах БРИКС


Несмотря на то, что в развитии электронной коммерции в странах БРИКС присутствуют значительные национальные различия, темпы роста в рамках БРИКС в целом велики. Так, средние годовые темпы роста электронной коммерции в указанных странах составляют около 20% (годовой темп роста Китая превысил 37%), что намного выше среднемирового значения. С точки зрения темпов роста электронной торговли Китай, Индия и ЮАР являются наиболее быстро растущими рынками среди стран БРИКС. Темпы роста Бразилии и России колебались из-за различных факторов. Китай и Индия обладают наиболее крупными рынками электронной коммерции, в то время как Россия, Бразилия и ЮАР имеют меньшие объёмы торговли из-за их относительно меньшей экономики. Электронная коммерция стран БРИКС предоставила платформу для развития малого и среднего бизнеса, которая способствовала созданию новых рабочих мест.

Основные проблемы в сфере электронной торговли


Наиболее распространённые проблемы, с которыми страны БРИКС сталкиваются в развитии электронной торговли, включают в себя нехватку данных, логистической инфраструктуры, доверия и трудовых ресурсов, а также недостатки в сфере правового регулирования и трансграничного таможенного оформления. Однако помимо общих проблем у каждой страны БРИКС имеются свои уникальные проблемы и вызовы. Так, например, развитию электронной коммерции в Бразилии препятствуют таможенные и налоговые проблемы. В России заметной помехой в трансграничной электронной торговле является языковой барьер. В ЮАР слабыми местами являются системы платежей и логистики. В Китае же отмечается потеря доверия к электронной коммерции на фоне необходимости совершенствования законодательства, особенно в области защиты прав потребителей.

Правила и стандарты в сфере электронной торговли в странах БРИКС


При том что в отдельных странах БРИКС существуют различные законы и нормативные акты, касающиеся сделок в электронной торговле и систем безопасности, существует необходимость в создании единых нормативных стандартов для трансграничной торговли между странами БРИКС. В Китае ещё не принят единый закон об электронной торговле, а существующие правовые нормы разрозненны, расплывчаты и неспособны справиться с быстрым развитием и постоянными инновациями в электронной коммерции. Для сравнения, акты российского законодательства в области электронной торговли вступили в действие раньше, а законы об электронной торговле регулярно обновляются. Индийские политика и законодательство, связанные с электронным бизнесом, по мнению авторов доклада, также вызывают множество вопросов у участников рынка. Бразильская система законодательства, касающегося электронной торговли, почти полностью зависит от двух национальных законов. В ЮАР действующее законодательство не является всеобъемлющим и не поспевает за развитием электронной коммерции.

С точки зрения безопасности транзакций и защиты потребителей Китай чётко определил обязанности и обязательства сторонних платформ электронной коммерции и поставил вопрос о создании механизма защиты товаров или гарантий качества и обслуживания. В России проблемы кибербезопасности и кредитования становятся всё более заметными. Индия обнародовала и внедрила законы о защите прав потребителей в определённых областях. Бразильский интернет и онлайн-платежи не получают эффективной защиты. В южноафриканской правовой базе всё ещё есть возможности для улучшения ситуации с предотвращением недобросовестной конкуренции и шифрованием информации.

Предложения по укреплению сотрудничества в области электронной торговли в странах БРИКС


Сотрудничество стран БРИКС в области электронной торговли позволит существенно ускорить её развитие. Поиск общих интересов и достижение общих целей является основой сотрудничества БРИКС в области электронной торговли.

В рамках экономического партнёрства и стратегического сотрудничества стран БРИКС для обеспечения приверженности электронной торговле странам необходимо создать механизм сотрудничества в области электронной торговли. Они также должны сосредоточиться на укреплении потенциала в области технологических инноваций, профессиональной подготовки, инфраструктуры (включающей ИКТ, логистику и организацию процессов товародвижения), транспортного потенциала, технической поддержки для развития электронной коммерции, совершенствования логистики электронной торговли между странами БРИКС, сотрудничества и инноваций в технологии мобильных платежей с упором на малый и средний бизнес.

Странам БРИКС также необходимо укреплять сотрудничество по вопросам «единого окна», интеллектуальной собственности, стимулирования торговли, в том числе малых, средних и микропредприятий, установления стандартов, торговых правил, тарифов, обучения персонала, законодательства и политики.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Аналитические дайджесты
25 января 2022
Аналитический обзор резюме доклада для общественных консультаций Банка России «Криптовалюты: тренды, риски, меры»

В аналитическом обзоре детально разобраны пункты резюме доклада для общественных консультаций Банка России «Криптовалюты: тренды, риски, меры».

Экспертное мнение
5 мая 2020
«Придется тестировать совершенно новые гипотезы в условиях неопределенности»

Антон Пронин, директор по акселерации Кластера информационных технологий Фонда «Сколково» дает стартапам поэтапные инструкции, как выжить в условиях пандемии. Кластер является партнером проекта Фонда Росконгресс «Территория инноваций», участником всех мероприятий площадки, в том числе Фестиваля науки и инноваций Science Fest, который пройдет 24–26 июля 2020 года в онлайн-формате.


Исследования
1 февраля 2017
Частный и семейный бизнес в России: вчера, сегодня, завтра

В 2016 году PwC провела восьмое международное исследование частного и семейного бизнеса. В опросе приняли участие более 2800 собственников и руководителей компаний из 50 стран, включая Россию.

Экспертное мнение
22 мая 2018
Инициативы на местах. Калининградская область
Среди участников Петербургского международного экономического форума много потенциальных инвесторов. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов рассказал, с какими ожиданиями он собирается на Форум и что регион может предложить бизнесу.