Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Доклад о развитии электронной торговли в малом и среднем бизнесе стран БРИКС

Исследования
11 декабря 2019

Общие тенденции в сфере мировой электронной торговли


Авторы доклада из Шанхайской академии социальных наук и Организации Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) констатируют, что стремительный рост сферы электронной торговли в мире привлекает всё большее внимание. Вышеназванные эксперты ожидают, что доля электронной коммерции в мировой розничной торговле увеличится с 7,4% в 2014 году до 14,6% в 2020 году. Кроме того, с использованием информационно-коммуникационных технологий, искусственного интеллекта и других современных информационных технологий электронная торговля будет оказывать сильнейшее воздействие на глобальные цепочки производства и розничный бизнес. Развитие мобильной электронной коммерции и социальных сетей меняет образ жизни людей и культуру потребления. Развивающиеся страны, особенно страны БРИКС, на которые приходится 42,19% мирового населения, обладают значительным потенциалом потребительского спроса в электронном пространстве. С ростом уровня проникновения мобильного интернета в странах БРИКС развитие электронной коммерции в этих странах имеет большие перспективы. Так, в 2017 году, согласно расчётам Международного торгового центра (ITC), доля интернет-пользователей, которые оплачивали счета или совершали покупки через интернет, составляла 19,2% в Китае и 17,5% в России (среднемировое значение — 16%).

Рынки электронной коммерции в странах БРИКС


Несмотря на то, что в развитии электронной коммерции в странах БРИКС присутствуют значительные национальные различия, темпы роста в рамках БРИКС в целом велики. Так, средние годовые темпы роста электронной коммерции в указанных странах составляют около 20% (годовой темп роста Китая превысил 37%), что намного выше среднемирового значения. С точки зрения темпов роста электронной торговли Китай, Индия и ЮАР являются наиболее быстро растущими рынками среди стран БРИКС. Темпы роста Бразилии и России колебались из-за различных факторов. Китай и Индия обладают наиболее крупными рынками электронной коммерции, в то время как Россия, Бразилия и ЮАР имеют меньшие объёмы торговли из-за их относительно меньшей экономики. Электронная коммерция стран БРИКС предоставила платформу для развития малого и среднего бизнеса, которая способствовала созданию новых рабочих мест.

Основные проблемы в сфере электронной торговли


Наиболее распространённые проблемы, с которыми страны БРИКС сталкиваются в развитии электронной торговли, включают в себя нехватку данных, логистической инфраструктуры, доверия и трудовых ресурсов, а также недостатки в сфере правового регулирования и трансграничного таможенного оформления. Однако помимо общих проблем у каждой страны БРИКС имеются свои уникальные проблемы и вызовы. Так, например, развитию электронной коммерции в Бразилии препятствуют таможенные и налоговые проблемы. В России заметной помехой в трансграничной электронной торговле является языковой барьер. В ЮАР слабыми местами являются системы платежей и логистики. В Китае же отмечается потеря доверия к электронной коммерции на фоне необходимости совершенствования законодательства, особенно в области защиты прав потребителей.

Правила и стандарты в сфере электронной торговли в странах БРИКС


При том что в отдельных странах БРИКС существуют различные законы и нормативные акты, касающиеся сделок в электронной торговле и систем безопасности, существует необходимость в создании единых нормативных стандартов для трансграничной торговли между странами БРИКС. В Китае ещё не принят единый закон об электронной торговле, а существующие правовые нормы разрозненны, расплывчаты и неспособны справиться с быстрым развитием и постоянными инновациями в электронной коммерции. Для сравнения, акты российского законодательства в области электронной торговли вступили в действие раньше, а законы об электронной торговле регулярно обновляются. Индийские политика и законодательство, связанные с электронным бизнесом, по мнению авторов доклада, также вызывают множество вопросов у участников рынка. Бразильская система законодательства, касающегося электронной торговли, почти полностью зависит от двух национальных законов. В ЮАР действующее законодательство не является всеобъемлющим и не поспевает за развитием электронной коммерции.

С точки зрения безопасности транзакций и защиты потребителей Китай чётко определил обязанности и обязательства сторонних платформ электронной коммерции и поставил вопрос о создании механизма защиты товаров или гарантий качества и обслуживания. В России проблемы кибербезопасности и кредитования становятся всё более заметными. Индия обнародовала и внедрила законы о защите прав потребителей в определённых областях. Бразильский интернет и онлайн-платежи не получают эффективной защиты. В южноафриканской правовой базе всё ещё есть возможности для улучшения ситуации с предотвращением недобросовестной конкуренции и шифрованием информации.

Предложения по укреплению сотрудничества в области электронной торговли в странах БРИКС


Сотрудничество стран БРИКС в области электронной торговли позволит существенно ускорить её развитие. Поиск общих интересов и достижение общих целей является основой сотрудничества БРИКС в области электронной торговли.

В рамках экономического партнёрства и стратегического сотрудничества стран БРИКС для обеспечения приверженности электронной торговле странам необходимо создать механизм сотрудничества в области электронной торговли. Они также должны сосредоточиться на укреплении потенциала в области технологических инноваций, профессиональной подготовки, инфраструктуры (включающей ИКТ, логистику и организацию процессов товародвижения), транспортного потенциала, технической поддержки для развития электронной коммерции, совершенствования логистики электронной торговли между странами БРИКС, сотрудничества и инноваций в технологии мобильных платежей с упором на малый и средний бизнес.

Странам БРИКС также необходимо укреплять сотрудничество по вопросам «единого окна», интеллектуальной собственности, стимулирования торговли, в том числе малых, средних и микропредприятий, установления стандартов, торговых правил, тарифов, обучения персонала, законодательства и политики.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
8 января 2017
Исследование предпочтений онлайн-покупателей в 2017 году

Достижения в области технологий, логистики, платежей и доверия — в сочетании с увеличением доступа к Интернету и мобильному доступу и потребительского спроса для удобства — создали глобальную онлайн-торговую арену на сумму 1,9 триллиона долларов США, где миллионы потребителей больше не ходят по магазинам, а буквально покупают — в каждый момент и всюду.
Розничные торговцы должны быть более осведомленными и отзывчивыми, чем когда-либо, когда и где их потенциальные клиенты принимают решения на протяжении всего своего «путешествия всегда».


Исследования
18 ноября 2020
Электронная торговля в эпоху COVID-19
Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития выявили тенденции увеличения числа пользователей услугами электронной торговли в период пандемии COVID-19 и подготовили рекомендации по созданию нормативно-правовой базы для дальнейшей эффективной цифровизации сферы торговли.
Исследования
22 апреля 2020
План преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции

Правительство России представило План преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции, в котором перечислены общеэкономические меры поддержки бизнеса и населения, меры поддержки отдельных отраслей, в особенности наиболее пострадавших.


Исследования
11 декабря 2018
Долгосрочная перспектива: сценарии для мировой экономики до 2060 года

В исследовании ОЭСР представлены новые долгосрочные сценарии развития мировой экономики и экономик стран — членов ОЭСР и БРИКС до 2060 года, которые могут сложиться исходя из выбранных сегодня странами приоритетов экономической политики и могут оказать серьёзное влияние на уровень жизни в будущем.