Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Пульс малого бизнеса

Исследования
27 ноября 2019

Расчёт индекса настроений малого бизнеса


Альфа-Банк совместно с Международным исследовательским центром MARC подготовили исследование, целью которого было рассчитать индекс настроений малого бизнеса, сравнить его с данными предыдущих лет и дать оценку этому показателю. Исследование базируется на онлайн-интервью клиентов Альфа-Банка (среди которых юридические лица и индивидуальные предприниматели с выручкой до 350 млн руб. в год) по регионам присутствия банка в России.

Стоит отметить, что для расчёта показателя были использованы такие параметры, как бизнес-ожидания компании, финансовое положение компании и планы на будущее, продажи и количество клиентов, экспорт и импорт, развитие бизнеса с банком, профиль бизнеса; а также проведён расчёт четырёх промежуточных индексов: индекс текущей ситуации, индекс бизнес-ожиданий, индекс состояния компании, индекс ожиданий по компании. Сначала был подсчитан общий промежуточный индекс, а на втором этапе — финальный показатель.

Настроения малого бизнеса соответствуют уровню ноября 2017 года


На основе рассчитанных показателей авторы исследования пришли к следующему выводу: индекс настроений малого бизнеса сохранился на уровне ноября 2017 года. При этом на фоне роста негативных оценок текущей ситуации в стране, отрасли и компании, предприниматели всё чаще говорят о позитивных изменениях в ближайшие полгода.

Стоит отметить, что в исследовании дана не только текущая оценка ситуации, но и прогнозы по развитию компаний по ряду параметров, среди которых успешность текущего бизнеса компании, сроки достижения компанией успеха, критерии успеха бизнеса. Так, для 46% опрошенных главный критерий успеха — это высокий доход, для 44% — возможность расширения бизнеса в близкие или смежные сферы, а для 43% — создание продуктов или услуг самого высокого качества. При этом в отчёте также рассматривается специфика малого бизнеса по регионам и отраслям, зависимость бизнеса от экспорта или импорта и взаимодействия с зарубежными поставщиками. Выделяются и проблемы малого бизнеса: например, большинство опрошенных (46%) отметили высокие налоги в качестве основной проблемы. При этом 14% респондентов даже указали, что им пришлось перестраивать процессы под требование новых законов.

Особо отмечается вопрос об инвестициях в автоматизацию бизнес-процессов и использование цифровых технологий. Так, например, 68% респондентов активно вкладывают средства в автоматизацию бизнес-процессов и использование цифровых технологий.

Наконец, в завершающей части исследования представлен общий комплексный профиль российского малого бизнеса.

Данная публикация размещена в Информационно-аналитической системе Росконгресс по рекомендации экспертного сообщества Фонда Росконгресс.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
22 мая 2018
«Содействовать притоку инвестиций в реальный сектор»
Об участии Внешэконом­банка в экономическом развитии России журналу Петербургского международного экономического форума рассказывает Председатель ВЭБ Сергей Горьков.
Исследования
13 февраля 2018
Барометр роста 2017. Можно ли найти точку опоры для роста в условиях постоянных изменений? Как российские компании реализуют сегодня стратегии развития.

Исследование EY «Барометр роста» посвящено анализу приоритетов развития и стратегий компаний, проблем, с которыми они сталкиваются, а также их отношения к глобальным рискам и экономической нестабильности. В опросе приняли участие 2340 представителей высшего руководства компаний с годовой выручкой от 1 млн до 3 млрд долларов США и менее крупных фирм, относящихся к сегменту быстрорастущего бизнеса и работающих на рынке меньше пяти лет.