Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Развитие туризма на Дальнем Востоке: обзор рынка и ключевые тренды. Ноябрь 2018 года

Исследования
30 августа 2019

За последние три года поток внутренних и въездных туристов на Дальнем Востоке увеличился на 71,5%. В 2017 году количество туристов достигло рекордного значения в 5,4 млн человек. По сравнению с результатами 2015 года, число жителей России, посетивших Дальний Восток, увеличилось на 77%. Количество иностранных туристов за тот же период выросло на 42,5%. Наиболее востребованными направлениями для отдыха на Дальнем Востоке являются Приморский край (76%), Хабаровский край (11%) и Сахалинская область (5%). За прошедший год их посетили более 4,8 млн россиян и иностранцев. В числе факторов, снижающих привлекательность региона, участники опроса назвали неразвитую туристическую инфраструктуру (отсутствие качественных мест размещения, плохие подъездные пути к достопримечательностям, ограниченная пропускная способность аэропортов и портов), а также климатические условия, сокращающие продолжительность туристического сезона. Дополнительным препятствием для иностранных туристов является языковой барьер.

Согласно результатам опроса, российские и иностранные туристы приезжают на Дальний Восток в первую очередь для того, чтобы познакомиться с культурно-историческими достопримечательностями (34%). Заняться активными видами отдыха (горными лыжами, сафари на джипах, парусным спортом, дайвингом, пешим туризмом и пр.) хотят 22% гостей. Всё больше туристов привлекает уникальная природа: моря, реки, вулканы, пляжи и заповедники (20%). Иностранцев на Дальнем Востоке больше всего привлекает культурно-познавательный, активный и экологический туризм.

Правительство России планирует выделить около 7,8 млрд рублей на развитие туристических кластеров Дальнего Востока. Программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)» предусматривает создание укрупнённых инвестиционных проектов в сфере круизного туризма: «Амур» (Хабаровский край, Амурская область, Еврейская автономная область), «Приморье» (Приморский край), «Камчатка — Сахалин» (Камчатский край и Сахалинская область).

На начало 2019 года запланировано создание туристических кластеров «Русская Арктика» (Республика Саха (Якутия)), в Комсомольске-на-Амуре и на острове Русский (Приморский край). В рамках механизмов поддержки инвесторов на Дальнем Востоке реализуется 91 проект в сфере туризма с объёмом инвестиций 43,8 млрд рублей. Программа развития туризма в России на период до 2025 года в оптимистичном сценарии предусматривает возможность увеличения потока туристов на Дальний Восток до 20%. Уже сейчас участники опроса отмечают положительное влияние мер государственной поддержки. В частности, за период 2017–2018 гг. увеличилось количество туристов во Владивостоке, на Камчатке и в Южно-Сахалинске.

Большим потенциалом для развития туризма Дальнего Востока обладают планируемые к реализации проекты, включая строительство моста Благовещенск — Хэйхэ и развитие Большого Уссурийского острова.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Аналитические дайджесты
1 мая 2025
Итоги опроса участников Восточного экономического форума - 2022

В рамках проведения Восточного экономического форума Фонд Росконгресс и Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ) провели опрос. Цель опроса — определить восприятие Форума его участниками.

Исследования
19 ноября 2020
Онлайн-платежи глазами покупателей
В совместном исследовании Data Insight и RBK.money рассматриваются возможности использования онлайн-платежей при покупках и оплате услуг, а также исследуется платежное поведение покупателей в таких случаях, как праздники, отпуск и регулярные финансовые траты.
Статьи
28 мая 2021
Блокчейн и искусство

Кто покупает цифровые копии того, что можно посмотреть бесплатно, почему NFT-арт стал таким хайповым и куда смотрит рынок традиционного искусства


Экспертное мнение
22 августа 2022
От БАМа до мостов в Китай

Ключевой сложностью для разворота на Восток остается низкая транспортная связанность Дальнего Востока с европейской частью России и недостаток пропускных способностей Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей. Сейчас особенно остро стоит вопрос развития торгово-экономических отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.